РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Эльвира Айсеновна Аксёнова, ведущий научный сотрудник Института стратегии и развития образования Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук, axelv722@yandex.ru • информационная грамотность • концепция информационной грамотности • компоненты информационной грамотности • информационно-коммуникационные технологии • модели формирования информационной грамотности российских школьников Переход человечества к третьей стадии развития, получившей название «информационное общество», произошёл на фоне стремительного развития информационнокоммуникационных технологий, превращения информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознания информации как средства управления личностью и обществом. <...> Тоффлер и др.) в соответствии с позицией ЮНЕСКО, вызвала необходимость продвижения концепции общества знания, а не мирового информационного общества. <...> Она основана на всё возрастающей изменчивости и динамичности окружающего мира, её можно условно назвать «стратегий опережающего развития». <...> В результате слияния двух важнейших программ ЮНЕСКО («Общей программы по информации» и «Межправительственной программы по информатике») в 2000 году родилась программа «Информация для всех». <...> В самом названии новой программы отражена существенная эволюция в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась как техническая и технологическая, а сегодня – как гуманитарная, социальная и политическая. <...> Доминантой ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5’2015 новой мировой информационной политики становятся не технологии и даже не сама информатика, а её создатель и конечный потребитель – человек. <...> Информационное общество не случайно называют «обучающимся обществом». <...> Основанием для этого являются принципиальные изменения в сфере производства и потребления информации и знаний. <...> Суть их <...>