МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНСТВА ВИДОВ ИСКУССТВ: ИЗУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА Елена Стоянова Медкова, искусствовед, кандидат педагогических наук, elena_medkova@mail.ru Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит В.Н. Топоров • предметы эстетического цикла • мифологическая модель • хронотоп • интегральный образ • архетип Проблемой номер один в современной практике преподавания предметов эстетического цикла является отсутствие целостного представления о разных видах искусства. <...> В ходе исторического развития изначальная синкретичность всех видов искусств распалась. <...> Это обусловило расхождение методов считывания и описания языка разных видов искусства. <...> Преграды между видами искусства были непреодолимыми, пока в каждой сфере применялись свои исследовательские методы. <...> Мифологическая модель была первым опытом человечества по воссозданию це34 лостной картины мира на языке культуры. <...> В ритуале, воспроизводящем мифологическую картину мира, были задействованы все средства выразительности, которые были в распоряжении человека — слово, музыка, танец, символическая организация места проведения действа, раскраска предмета и участников ритуала. <...> Миф и мифологические структуры мышления стали естественной базой возникновения и развития разных видов искусства, первоначально существующих в синкретичности ритуала. <...> Под ориентацией понимается соотнесение позиции человека с пространственно-временной системой. <...> Базовыми единицами хронотопа являются пространственно-временные бинарные оппозиции, членящие мир на простейшие структуры, а также интегральные образы, типа Мирового дерева, которые объединяют все двоичные члены мира в единое сиМЕДКОВА Е.С. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНСТВА ВИДОВ ИСКУССТВ: ИЗУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ. стемное целое. <...> Пространственные (верх/ низ, небо/земля, правое/левое, восток/запад) и временные (день/ночь, лето/зима, начало/конец, бытие/небытие) бинарные <...>