Воспитательная ТЕХНОЛОГИЯПедсовет КА ТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ в свете макаренковских идей Иосиф Залманович Гликман, доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Поразительное богатство находок одного из плодотворнейших классиков мировой педагогики А.С. Макаренко в области воспитания позволяет создать единую, обоснованную теоретически и экспериментально, науку о воспитании. <...> Педагогическая наука — о пользе понимания основных терминов Невозможно представить создание современных компьютеров, Интернета, космических аппаратов, томографов, телевизоров, если бы учёные не договорились заблаговременно о точном смысле множества физических понятий: атом, фотон, молекула, излучение, притяжение и многих-многих других. <...> Без точного понимания и употребления важнейших понятий наука превращается в набор недостаточно обоснованных и мало связанных, а нередко и давно устаревших представлений. <...> Почему вредна распространённая в педагогике неточность понятий? <...> Во-первых, она не позволяет учёным и практикам понять друг друга, ибо каждый под используемыми словами понимает разные, не совпадающие смыслы. <...> Так, говоря «воспитание», одни имеют в виду «широкий», давно устаревший смысл этого слова, включающий в себя обучение, а другие подразумевают «узкий» смысл («собственно воспитание»). <...> Я знаю школу, где удовлетворительно поставлено обучение, и старшеклассники могут показать неплохие знания по изучающимся там предметам. <...> Обсуждая ситуацию в этой школе, один 41 Воспитание в школе 3’2015 И.З. Гликман. <...> Категории педагогики в свете макаренковских идей районный инспектор делает заключение, что воспитание в ней поставлено удовлетворительно, а другой — что его совершенно нет! <...> И оба правы, потому что один имел в виду широкий смысл слова «воспитание», а другой — узкий! <...> Разное понимание слова приводит к противоположным выводам и управленческим действиям: если всё в порядке, то надо <...>