АГРЕССИВНЫЕ И ТРЕВОЖНЫЕ ученики в младшей школе Надежда Леонидовна Маленкова, начальник отдела профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства Московского гуманитарного педагогического института Педагог может и должен учить воспитанников справляться со своими эмоциональными состояниями — агрессивностью и тревожностью, учить воспитанников уверенному поведению. <...> В статье рассматриваются теория и практика такой педагогической работы в младшей школе. · агрессия, агрессивность · тревога, тревожность, застенчивость · уверенное (ассертивное) поведение · формирование уверенного поведения у младших школьников П ростое упражнение: «Напишите несколько ассоциаций к словосочетанию «трудные дети» — неизменно в педагогической аудитории приводит к традиционному списку: «Шумные, грубые, невоспитанные, девиантные, драчливые, демонстративные, не подчиняются правилам…» <...> ». Почему так, если известно, что по врождённым особенностям устройства нервной и эндокринной системы 60% людей относятся к уравновешенным (в ситуации стресса сначала пугаются, а потом действуют по ситуации — убегают, нападают, адаптируются), 25% относятся к тревожным (в ситуации стресса пугаются и прекращают действовать), и лишь 15% относятся к агрессивным (в ситуации стресса сразу нападают)? <...> Потому что педагоги больше обращают внимания на агрессивных. <...> Хотя внутри каждого — буря эмоций, страхов, переживаний, — они не беспокоят. <...> Однако педагогического внимания и воздействия требуют и те и другие — крайние варианты нормы. <...> Здесь возможны варианты, и поэтому школе порой приходится исправлять ошибки родителей — с трудным темпераментом своего ребёнка родители могли не справиться, используя неверные стратегии: попустительство или излишний внешний контроль. <...> Хотя задача любого воспитания не переделать природу человека, а научить человека самоконтролю и лучшему использованию своих сильных сторон психики <...>