УКЛАДЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ1 Борис Викторович Куприянов, Московский городской педагогический университет, профессор, доктор педагогических наук Современное понимание уклада школьной жизни (институционального контекста образования) основывается на отечественной и зарубежной традициях социальных исследований. <...> Автор пытается обосновать представленные образы, основываясь на ретроспективном анализе традиционных практик воспитания, обнаруживая корни современных школьных укладов в афинской и спартанской системах, в Академии Платона, Английском клубе и в опыте Антона Макаренко. <...> Представленные в статье образы помогут педагогам, родителям, экспертам определиться при проектировании уклада школьной жизни. <...> Введение Вряд ли кого-то удивят соображения о том, что в школе воспитывают и стены, и школьное крыльцо, и, конечно же, порядки, правила и отношения, установленные или установившиеся между учениками, учителями и родителями. <...> Именно благодаря этому множеству трудно фиксируемых мелочей и возникает эффект, когда воспитание происходит вроде как само собой, неявно, незаметно и в то же время ощутимо. <...> Повод этот — Федеральный государственный образовательный стандарт (основного общего образования): «…формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему Автор статьи — участник коллектива разработчиков Примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, координатор общественного обсуждения разделов «Программа воспитания и социализации» и «План внеурочной деятельности» (2014–2015). <...> 1 воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности учащихся и их родителей (законных представителей <...>