Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Педагогическая техника  / №2 2015

От педагогики затылка к педагогике "лица другого человека" (100,00 руб.)

0   0
Первый авторОстапенко Андрей
Страниц3
ID392086
АннотацияУчительские заметки на полях книги А.А. Ухтомского
Остапенко, А. От педагогики затылка к педагогике "лица другого человека" / А. Остапенко // Педагогическая техника .— 2015 .— №2 .— С. 5-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/392086 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

У1 ШКОЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ ВСЁ ЧАЩЕ РАССКАЗЫВАЮТ О РАСТУЩЕЙ ОТЧУЖДЁННОСТИ МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ, ОБ УТРАТЕ ЧУВСТВА ДРУЖБЫ И ВЗАИМОВЫРУЧКИ, ОБ АТОМИЗАЦИИ И НАРАСТАЮЩЕМ ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ОДИНОЧЕСТВЕ. <...> ПРИ ЭТОМ ПРИЧИНУ НЕСТРОЕНИЙ ОНИ, КАК ПРАВИЛО, ВИДЯТ ВО ВНЕШНЕМ ЗАСИЛИИ ЧУЖДЫХ НАМ ЦЕННОСТЕЙ — КОНКУРЕНТНОСТИ, ИНДИВИДУАЛИЗМА, ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА, ЛИДЕРСТВА. <...> СТРЕМЛЕНИЕ К КАРЬЕРНОМУ РОСТУ И СОЦИАЛЬНОМУ ЛИДЕРСТВУ ВЫДАВЛИВАЕТ ИЗ ДЕТСКИХ ДУШ ВЗАИМОВЫРУЧКУ («ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО»), ЖЕРТВЕННОСТЬ ВО ИМЯ ОБЩЕГО БЛАГА («ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ») ИЛИ ОТЕЧЕСТВА («РАНЬШЕ ДУМАЙ О РОДИНЕ, А ПОТОМ О СЕБЕ»). <...> НО, СКОРЕЕ ВСЕГО, ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО ВО ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ, ХОТЯ ОНИ, КОНЕЧНО ЖЕ, НЕМАЛОВАЖНЫ. <...> 4 НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ ЛИ ВЫ НАД ВОПРОСОМ: ЧТО, КРОМЕ ФИГУРЫ УЧИТЕЛЯ, ПО НЕСКОЛЬКУ ЧАСОВ ЕЖЕДНЕВНО НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕХ ОДИННАДЦАТИ ЛЕТ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВИДИТ ПЕРЕД СОБОЙ УЧЕНИК? <...> НЕ «ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ», А ЗАТЫЛОК КАК ВЕРХНЮЮ ДЕТАЛЬ «ЗАДНЕГО ФАСАДА». <...> МОЖНО ЛИ ИСПЫТЫВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ИЛИ ТОВАРИЩЕСКИЕ ЧУВСТВА СОЛИДАРНОСТИ И СЪЕДИНЁННОСТИ С ЧЕЛОВЕКОМ, ПОСТОЯННО ПОВЁРНУТОМУ К ВАМ «ЗАДНИМ ФАСАДОМ»? <...> ЗАДАЙТЕ В ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЕ «ЯНДЕКС-КАРТИНКИ» ПОИСКОВЫЙ ЗАПРОС «УЧЕНИКИ В КЛАССЕ». <...> МЫ, УЧИТЕЛЯ, САМИ СОЗДАЛИ ИНДИВИДУАЛИСТСКУЮ, ЗАТЫЛОЧНО-ПОРЯДОВУЮ ОБСТАНОВКУ, А ПОТОМ РОПЩЕМ ОБ УТРАТЕ ВЗАИМОЗАБОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ. <...> МЫ САМИ СОЗДАЛИ СИТУАЦИЮ, КОГДА КАЖДЫЙ ЗАМКНУТ НА СЕБЯ. <...> МЫ ИХ НЕ УЧИМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ РОЛИ В КОМАНДЕ. <...> МЫ ИХ НЕ УЧИМ ВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ, КОГДА КТО-ТО НУЖДАЕТСЯ В ИХ ПОМОЩИ. <...> Я ПОЙМАЛ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО ДАЖЕ ЗАТРУДНЯЮСЬ ПОДОБРАТЬ АНТОНИМ К СЛОВУ «ОТЧУЖДЁННОСТЬ». <...> В ШКОЛЬНОЙ БЫТНОСТИ ЭТИ ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ ЕЩЁ ОБРАТИМЫ. <...> ИХ ЕЩЁ МОЖНО СМЕНИТЬ ВОВЛЕЧЁННОСТЬЮ В ДРУГИХ, В ОБЩЕЕ ДЕЛО, ЕЩЁ НЕ ПОЗДНО ЭГОДОМИНАНТУ СМЕНИТЬ ДРУГОДОМИНАНТОЙ. <...> А «БЕЗЛИЧНОСТЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ЛЕНОСТИЮ ПОМЫСЛОВ, МЫСЛЕЙ И ПОСТУПКОВ, А ТАКЖЕ ОТСУТСТВИЕМ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩИМ, ВЫРАЖЕННЫМ РАВНОДУШИЕМ»2. <...> ПРИДИТЕ ЗАВТРА В ШКОЛУ НА ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА РАНЬШЕ И РАССТАВЬТЕ ПАРТЫ ИНАЧЕ <...>