№ 3 О.С. Октябрьская КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВА ДЛЯ ДЕТЕЙ В статье выявляется концепция личности и типы героев в детской исторической прозе С.П. Алексеева. <...> Ключевые слова: детская литература, историческая литература, батальные циклы, С.П. Алексеев, концепция личности, реальная историческая личность. <...> Историческая проза ХХ в. – особое явление в русской литературе, в том числе и в детской. <...> Как известно, историческая тема после революции оказалась полностью переосмысленной: вся предшествующая история рассматривалась теперь как последовательная борьба классов, подготавливающая главное событие в истории человечества – социалистическую революцию. <...> Событие, произошедшее в России в Октябре 1917 г., гиперболизируется и осмысляется в мировом масштабе: не только российская, но и мировая история начинает рассматриваться как цепь освободительных войн и поле классовой борьбы. <...> Временной и пространственный диапазон исторической литературы для детей довольно широкий: от Средних веков до событий гражданской войны и Великой Отечественной войны; пишут не только о России, но, например, и об Испании, Дании, Италии (особенно разнообразна в этом отношении литература второй половины века). <...> Темы, напротив, относительно ограничены: речь идет чаще всего о пробуждающемся сознании народных масс, о бунтарях предшествующих эпох (см., например, «Мальчий бунт» С. Григорьева <...> После довольно длительного перерыва, в послевоенное время писателей снова стала интересовать древность. <...> Обращение к древней истории позволяло рассказывать о защите рубежей от внешнего врага, о борьбе с врагом, поработившим Русь (особенно часто писали о монголо-татарском иге), об освоении новых земель, что соответствовало государственной политике 1950–1970-х годов (целина, стройки в Сибири и на Дальнем Востоке). <...> Историческая проза нередко рассказывала и о художниках прошлого (см., напр., повести Ал. <...> Хотя великие художники <...>