ЛЕРМОНТОВА, НЕ СТАВШИЕ ЗАПИСНЫМИ КНИЖКАМИ Статья посвящена творческому процессу М.Ю. Лермонтова, материальнорукописная составляющая которого проанализирована с помощью понятия «сцена письма». <...> Ранние рабочие тетради поэта и «записная книжка Одоевского» (1841) соединяют творческие черновики и заметки, характерные для дневника или записной книжки. <...> Эта практика включения разнородных записей в творческий контекст может быть названа синкретизмом и сопоставлена с типичной записной книжкой писателя. <...> В 1981 г. в «Лермонтовской энциклопедии» Б.Т. Удодов констатировал, что творческий процесс М.Ю. Лермонтова изучен сравнительно мало [Удодов, 1981: 565]; с тех пор ситуация практически не изменилась. <...> Любой творческий процесс чрезвычайно сложен и почти недоступен эмпирически, однако его осязаемые следы можно найти в архиве писателя: черновики, рабочие тетради, записные книжки с заметками и набросками. <...> Особое место среди этих документов занимает записная книжка – «портативный манускрипт», повсюду сопровождающий автора и дающий ему полную свободу с точки зрения формы и содержания заметок (от бытовых до философских и литературных). <...> Эти фрагментарные записи, не образующие единого повествования, представляют собой тот контекст сознания, в котором здесь же создавались творческие наброски и черновики. <...> С конца XVIII в. в России записные книжки постепенно становились одним из важных атрибутов литературного творчества; в первой 44 трети ХХ в. об их роли особенно ярко написал В.В. Маяковский в статье 1926 г. «Как делать стихи? <...> Об этой книжке пишут обычно только после писательской смерти, она годами валяется в мусоре, она печатается посмертно и после “законченных вещей”, но для писателя эта книга – всё» [Маяковский, 1959: 91]. <...> Но был ли этот документ подлинной записной книжкой и нуждался ли Лермонтов в постоянных заметках – эти вопросы остались открытыми и послужили импульсом для размышлений о творческом процессе поэта <...>