Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613452)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2014

ЗАПИСИ И НАБРОСКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА, НЕ СТАВШИЕ ЗАПИСНЫМИ КНИЖКАМИ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЕфимова
Страниц13
ID390654
АннотацияСтатья посвящена творческому процессу М.Ю. Лермонтова, материальнорукописная составляющая которого проанализирована с помощью понятия «сцена письма». Ранние рабочие тетради поэта и «записная книжка Одоевского» (1841) соединяют творческие черновики и заметки, характерные для дневника или записной книжки. Эта практика включения разнородных записей в творческий контекст может быть названа синкретизмом и сопоставлена с типичной записной книжкой писателя. Происхождение такого синкретизма допускает несколько объяснений.
Ефимова, С.Н. ЗАПИСИ И НАБРОСКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА, НЕ СТАВШИЕ ЗАПИСНЫМИ КНИЖКАМИ / С.Н. Ефимова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №4 .— С. 44-56 .— URL: https://rucont.ru/efd/390654 (дата обращения: 13.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛЕРМОНТОВА, НЕ СТАВШИЕ ЗАПИСНЫМИ КНИЖКАМИ Статья посвящена творческому процессу М.Ю. Лермонтова, материальнорукописная составляющая которого проанализирована с помощью понятия «сцена письма». <...> Ранние рабочие тетради поэта и «записная книжка Одоевского» (1841) соединяют творческие черновики и заметки, характерные для дневника или записной книжки. <...> Эта практика включения разнородных записей в творческий контекст может быть названа синкретизмом и сопоставлена с типичной записной книжкой писателя. <...> В 1981 г. в «Лермонтовской энциклопедии» Б.Т. Удодов констатировал, что творческий процесс М.Ю. Лермонтова изучен сравнительно мало [Удодов, 1981: 565]; с тех пор ситуация практически не изменилась. <...> Любой творческий процесс чрезвычайно сложен и почти недоступен эмпирически, однако его осязаемые следы можно найти в архиве писателя: черновики, рабочие тетради, записные книжки с заметками и набросками. <...> Особое место среди этих документов занимает записная книжка – «портативный манускрипт», повсюду сопровождающий автора и дающий ему полную свободу с точки зрения формы и содержания заметок (от бытовых до философских и литературных). <...> Эти фрагментарные записи, не образующие единого повествования, представляют собой тот контекст сознания, в котором здесь же создавались творческие наброски и черновики. <...> С конца XVIII в. в России записные книжки постепенно становились одним из важных атрибутов литературного творчества; в первой 44 трети ХХ в. об их роли особенно ярко написал В.В. Маяковский в статье 1926 г. «Как делать стихи? <...> Об этой книжке пишут обычно только после писательской смерти, она годами валяется в мусоре, она печатается посмертно и после “законченных вещей”, но для писателя эта книга – всё» [Маяковский, 1959: 91]. <...> Но был ли этот документ подлинной записной книжкой и нуждался ли Лермонтов в постоянных заметках – эти вопросы остались открытыми и послужили импульсом для размышлений о творческом процессе поэта <...>