Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2016

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА БЫТИЯ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлев
Страниц15
ID390249
АннотацияВ статье рассматривается информационная парадигма бытия. На основе философских традиций интерпретации и использования категории бытия в современной науке предлагается ее новое понимание в качестве наиболее общего и абстрактного научного понятия для осмысления информационной реальности, в которой выделяется три важнейших информационных уровня — сознание, жизнь и материя.
Яковлев, В.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА БЫТИЯ / В.А. Яковлев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2016 .— №2 .— С. 59-73 .— URL: https://rucont.ru/efd/390249 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Яковлев* ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА БЫТИЯ** В статье рассматривается информационная парадигма бытия. <...> На основе философских традиций интерпретации и использования категории бытия в современной науке предлагается ее новое понимание в качестве наиболее общего и абстрактного научного понятия для осмысления информационной реальности, в которой выделяется три важнейших информационных уровня — сознание, жизнь и материя. <...> Спор об интерпретации бытия не может быть улажен, потому что он даже еще не разгорелся. <...> Уилер еще в 1990 г. выдвинул тезис «всё из Бита» (“it from Bit”) и концепцию творческого участия человека в событиях Вселенной. <...> Чем больше я размышляю о квантовых тайнах и о нашей соб* Яковлев Владимир Анатольевич — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> 59 ственной способности постигать тот мир, в котором мы живем, тем больше вижу фундаментальное значение логики и информации как основы физической теории. <...> “Всё из бита” («it from Bit») символизирует идею, что всякий предмет и событие физического мира имеет в своей основе — в большинстве случаев в весьма глубокой основе — нематериальный источник и объяснение, что то, что мы называем реальностью, вырастает, в конечном счете, из постановки “да или нет” вопросов и регистрации ответов на них при помощи аппаратуры; коротко говоря, что все физические вещи в своей основе являются информационно-теоретическими и что Вселенная требует нашего участия» [J.A. <...> Эту цитату нередко приводят, чтобы подчеркнуть идеалистическую позицию автора. <...> Действительно, по убеждению Уилера, каждый элемент физического мира имеет в своей основе — на самом глубинном уровне, нематериальный источник. <...> На наш взгляд, в такой оценке подхода Уилера проявляется «застарелый» стереотип — нематериальный, значит, идеальный. <...> С нашей точки зрения, Уилер фактически выдвигает постулат об онтологическом <...>