ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Литература 1. <...> Формирование доверия в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза [Текст]: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.08/ Кондрашова Рута Юргисовна. <...> Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога [Текст] / Е. В. Хохлова // Молодой ученый. <...> Канта shpmaria@yandex.ru М.А. Шпунтенкова соискатель ученой степени кандидата педагогических наук shpmaria@yandex.ru Социальная инвалидизация как феномен (на примере проблемы бездомности) Рассмотрена сущность явления "социальная инвалидизация"; обоснован выбор педагогического подхода в процессе деятельности социального педагога с категорией бездомных граждан Ключевые слова: социальная инвалидизация; гуманистическая педагогика; индивидуальный подход Идеология социальной политики в России в большой степени имела патерналистские акценты (главенствующая роль в социальной сфере государства, жестко определявшего нормы поведения и деятельности человека), в том числе, и идеология помощи бездомным людям. <...> В данном случае меры социальной помощи, как правило, носили либо репрессивный, контролирующий характер (помещение в лечебно-трудовые профилактории, постановка на учет у нарколога и т.д.), либо – опекающий, когда субъект стимулировал у объекта помощи формирование иждивенческой позиции. <...> Такой подход – в российской традиции: милостыня, благотворительные обеды, дома призрения и т.д. <...> Патерналистский подход, оставаясь в рамках методов ―кнута и пряника‖, по сути, игнорирует личность и, как следствие, не дает долгосрочного результата. <...> Например, запрет употреблять алкоголь действует, только пока объект находится под контролем субъекта. <...> Опекающее, жалостливое отношение порождает иждивенческую позицию и также не решает проблемы. <...> 187 В работе с бездомными оба пути решения социальной проблемы - и контролирующий, и опекающий - существенно ослабляют субъектность, т.е. лишают личность <...>