Мычко доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики БФУ им. <...> emychko@bk.ru М.С. Краковская соискатель кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики БФУ им. <...> MKrakovskaya@kantiana.ru Социальное пространство отношений дошкольников как психолого-педагогический феномен Представлена характеристика социального пространства отношений дошкольников как психолого-педагогического феномена Ключевые слова: отношения; социальное пространство; социальное пространство отношений; дошкольники Проблемы, связанные с категорией отношений всегда были значимыми как в педагогике и социологии, так и в психологии, и являлись основой для изучения вопросов общественной жизни. <...> В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам отношений, указывается, что это 1) «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [6, с. <...> 194–195]; 2) «личностно значимое эмоциональное, образное и интеллектуальное (когнитивное) отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние и допускает взаимность; специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения» [3, с. <...> 33]; 3) «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [11, с. <...> В научной литературе встречаются разнообразные и неоднозначные представления о данном феномене. <...> В большинстве определений общим является наличие совместной 120 ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота деятельности, которая выступает основной для их организации и развития, определяя характер отношений между людьми, особенности восприятия и понимания друг другом <...>