ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота 13. <...> Kiel, 1979 Ф.М. Монгина кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде fanmon@mail.ru Формирование интонационной выразительности речи студентов-иностранцев в процессе обучения практической фонетике русского языка Проанализирована обучающая система, формирующая интонационную выразительность речи студентов-иностранцев в рамках практической фонетики русского языка. <...> Описана структура учебного пособия по практической фонетике для подготовки иностранных специалистов в российских вузах Ключевые слова: ритмическая и интонационная организация речи; фонетический облик языка Речь – сложная форма психической деятельности человека, которая занимает особое положение в системе жизненных функций. <...> Интонационно выразительная речь является важной предпосылкой для формирования коммуникативной компетенции человека, которую составляют умения устанавливать контакт, обмениваться информацией, поддерживать обратную связь, ориентироваться на партнера, учитывать его личностные особенности. <...> Ритмическая и интонационная организация речи позволяет минимизировать затраты на передачу информации и достижения успешности коммуникации. <...> В случае недостаточной сформированности интонационной стороны речи могут наблюдаться трудности в организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала, что приводит к нарушениям в сфере межличностных отношений. <...> Таким образом, формирование интонационной выразительности является одним из основных направлений работы в процессе обучения русскому языку как иностранному и включается в каждое занятие. <...> Правильное произношение – одно из первостепенных условий успешного овладения иностранным языком. <...> Оно необходимо для развития у обучающихся <...>