Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПоваренков Юрий Павлович
АвторыНурлигаянова Ольга Борисовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц159
ID385463
АннотацияВ книге раскрывается психологическое содержание понятий толерантность и педагогическая толерантность. Представлен анализ влияния педагогической толерантности на эффективность деятельности учителя и выделены закономерности развития педагогической толерантности как профессионально важного качества. Выявлены специфические особенности проявления педагогической толерантности во фрустрирующей ситуации. Определена взаимосвязь педагогической толерантности с личностными качествами учителя и выявлены индивидуально-психологические характеристики, которые лежат в основе формирования педагогической толерантности.
Кому рекомендованоДля педагогов образовательных учреждений, педагогов-психологов.
ISBN978-5-261-00988-7
Поваренков, Ю.П. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога: монография / О.Б. Нурлигаянова; Ю.П. Поваренков .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 159 с. — ISBN 978-5-261-00988-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/385463 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Ю.П. Поваренков, О.Б. Нурлигаянова Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога Монография Архангельск САФУ 2014 1 УДК 37.01 ББК 74.00 П42 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Вологодского государственного университета К.Б. Малышев; доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, Л.К. Субботина П42 Поваренков, Ю. <...> Выявлены специфические особенности проявления педагогической толерантности во фрустрирующей ситуации. <...> Психологическая хорактеристика функций, видов, уровней и форм социальной толерантности . <...> Социальная толерантность как профессионально важное качество учителя . <...> Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной школы 1. <...> Методы исследования педагогической толерантности как профессионально важного качества . <...> Толерантный педагог, благодаря особому отношению к детям, добивается большей результативности, чем интолерантный педагог. <...> Диалогический подход реализован в исследованиях С.Л. Братченко, П.Ф. Комогорова они определяют толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как межличностный диалог. <...> Бубер, С.Л. Франк, Г. Зиммель, Н.А. Бердяев, П.Ф. Комогоров, С.М. Шалютин рассматривают толерантность с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения. <...> С позиции экзистенционально-гуманистического подхода, толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека <...>
Педагогическая_толерантность_как_профессионально_важное_качество_педагога_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Ю.П. Поваренков, О.Б. Нурлигаянова Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога Монография Архангельск САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 37.01 ББК 74.00 П42 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Вологодского государственного университета К.Б. Малышев; доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, Л.К. Субботина П42 Поваренков, Ю.П Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога: монография / Ю.П. Поваренков, О.Б. Нурлигаянова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2014. – 159 с. ISBN 978-5-261-00988-7 В книге раскрывается психологическое содержание понятий толерантность и педагогическая толерантность. Представлен анализ влияния педагогической толерантности на эффективность деятельности учителя и выделены закономерности развития педагогической толерантности как профессионально важного качества. Выявлены специфические особенности проявления педагогической толерантности во фрустрирующей ситуации. Определена взаимосвязь педагогической толерантности с личностными качествами учителя и выявлены индивидуально-психологические характеристики, которые лежат в основе формирования педагогической толерантности. Для педагогов образовательных учреждений, педагогов-психологов. УДК 37.01 ББК 74.00 ISBN 978-5-261-00988-7 © Поваренков Ю.П., Нурлигаянова О.Б., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Оглавление Введение ............................................................................................................... Глава I. Педагогическая толерантность как предмет психологического исследования 1. Междисциплинарная характеристика толерантности ...................... 2. Психологическая характеристика социальной толерантности ....... 3. Психологическая хорактеристика функций, видов, уровней и форм социальной толерантности ............................................................. 4. Общая характеристика психологической структуры педагогической деятельности .......................................................................................... 5. Социальная толерантность как профессионально важное качество учителя ..................................................................................................... Глава II. Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной школы 1. Методы исследования педагогической толерантности как профессионально важного качества ............................................................... 2. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество учителя .......................................................................................... 3. Фрустрационная толерантность педагогов ........................................... 4. Конфликтность учителей общеобразовательных школ ..................... 5. Личностная характеристика педагогической толерантности ......... 6. Когнитивная характеристика педагогической толерантности ....... 7. Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности ............................................................................................... Заключение .......................................................................................................... Приложения ........................................................................................................ Библиографический список ............................................................................. 63 68 74 82 86 97 105 111 114 147 8 14 21 30 41 4 3
Стр.3
Введение Толерантность является ведущей характеристикой личности педагога. Неоспорим факт, что необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особому отношению к детям, добивается большей результативности, чем интолерантный педагог. В современной школе роль личности учителя существенно возрастает. Проблемы, с которыми сталкивается современная школа – осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности. Высокая практическая значимость проблемы педагогической толерантности делает ее предметом многочисленных исследований. А.А. Реан рассматривает толерантность как психофизиологическое качество, которое означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. А.В. Петровский, В.В. Юрчук толерантность рассматривают как психологическая устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Фрустрационная толерантность представлена в исследованиях С. Розенцвейга. Диалогический подход реализован в исследованиях С.Л. Братченко, П.Ф. Комогорова они определяют толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как межличностный диалог. Так же толерантность как социальную категорию рассматривали А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова. В структуре толерантности они выделили: уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. 4
Стр.4
Многие авторы подчеркивают многогранность понятия толерантность, например, Л. Фейербах, М. Бубер, С.Л. Франк, Г. Зиммель, Н.А. Бердяев, П.Ф. Комогоров, С.М. Шалютин рассматривают толерантность с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения. С позиции экзистенционально-гуманистического подхода, толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (К. Роджерс, Дж. Бюджентал, Т. Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер, М. Рокич, Г. Маркузе, Л.И. Рюмшина). С точки зрения диферсификационного подхода, психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен (И. Петтай, М. Уолцер, Г. Кристалл, О.Б. Скрябина, С.Л. Братченко). Толерантность как свойство личности не может быть статично, динамичность толерантности раскрыто в фасилитативном подходе. Толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития (О.Б. Скрябина, П.Ф. Комогоров, Н.Ю. Кудзиева, Е.Г. Виноградова, Н.Я. Макарова и др.). В исследованиях О.Б. Скрябиной (2000) – изучение особенностей коммуникативной толерантности старшеклассников, Д.В. Зиновьева (2000) – социкультурная толерантность будущих педагогов, П.Ф. Комогорова (2000) – формирование толерантности в межличностных отношениях студентов, Е.Г. Виноградовой (2002) – субъективные предпосылки толерантности личности, Н.Ю. Кудзиевой (2003) – формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования, Н.Я. Макаровой (2003) – театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов и др., проблема педагогической толерантности затрагивается в русле других психологических проблем, интересующих авторов. Вместе с тем педагогическая толерантность не стала предметом специальных исследований. В психологии нет четкого ответа по психологическому содержанию педагогической толерантности, не выявлены индивидуально-психологические факторы педагогической толерантности, когнитивный компонент педагогической толе5
Стр.5
рантности. Все это, по нашему мнению, обусловливает необходимость анализа проблемы педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя. Учитывая сказанное выше, в данной монографии мы постарались решить следующие задачи. Во-первых, уточнить психологическое содержание понятий толерантность и педагогическая толерантность, опираясь на работы отечественных и зарубежных психологов. Во-вторых, проанализировать влияние педагогической толерантности на эффективность деятельности учителя и закономерности развития педагогической толерантности как профессионально важного качества. В-третьих, попытаться выявить специфические особенности проявления педагогической толерантности во фрустрирующей ситуации. В-четвертых, выявить взаимосвязь педагогической толерантности с личностными качествами учителя и определить индивидуально-психологические характеристики, которые лежат в основе формирования педагогической толерантности. В-пятых, раскрыть психологическое содержание когнитивных компонентов педагогической толерантности учителя общеобразовательной школы. Монография состоит из двух глав: теоретической и эмпирической. Первая глава посвящена обсуждению общих вопросов теории толерантности. В главе анализируется основные подходы к определению понятия толерантности, раскрывается специфика педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя. Осуществлен этимологический анализ понятия «толерантность», который позволяет сформировать понимание толерантности с точки зрения различных культур. Дана междисциплинарная характеристика понятия «толерантность». Поднят вопрос о границах толерантности, который позволяет определить проявления интолерантности и толерантности в обществе. Так же дана психологическая характеристика социальной толерантности. Рассмотрено соотношение понятий «терпимость» и «толерантность». Дана психологическая характеристика функций, видов, уровней и форм социальной толерантности. Рассмотрена проблема толерантных-интолерантных отношений. 6
Стр.6
Достаточно большое внимание уделено анализу психологической структуры педагогической деятельности. Определено психологическое содержание педагогической деятельности и оценка ее эффективности. Особое внимание уделяется оценке обучающей и воспитательной деятельности учителя. Учитель рассматривается как субъект труда. Педагогическая толерантность рассматривается как один из видов социальной толерантности. Во второй главе представлен анализ проведенных эмпирических исследований педагогической толерантности. Выявлены проблемы эффективности педагогической деятельности, показана динамика эффективности учителя в зависимости от стажа работы педагога общеобразовательной школы. Показано что эффективность педагогической деятельности в большей степени зависит от эффективности воспитательной деятельности учителя. Обнаружена прямая взаимосвязь между показателями толерантности педагогов и эффективностью педагогической деятельности. Рассмотрена толерантность педагогов во фрустрирующих ситуациях. Представлен анализ конфликтности педагогов как проявление интолерантной позиции к субъектам образовательного пространства. Выделены и описаны типы толерантных учителей. Дана сравнительная характеристика личности толерантных и интолерантных педагогов. Рассмотрены представления толерантных – интолерантных педагогов об учащихся (идеальный, антиидеальный, реальный). Дана характеристика социальной дистанции толерантных – интолерантных учителей. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ