Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы патопсихологии (110,00 руб.)

0   0
АвторыПинегина Наталья Михайловна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц30
ID385405
АннотацияПодготовлены на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендовано Рекомендованы для студентов 3 курса очной формы обучения факультета философии и психологии. Для направления 37.03.01 – Психология
Основы патопсихологии / Н.М. Пинегина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 30 с. — 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/385405 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Составитель Н.М. <...> Пинегина Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 Утверждены научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 июля 2015 г., протокол № 1400-06 Рецензент – канд. психол. наук, ст. преподаватель Г. В. Орлова Подготовлены на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Для направления 37.03.01 – Психология 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Основы патопсихологии» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 – Психология (бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла. <...> У студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знаний категориального аппарата, методологических принципов, основных направлений, проблем психологии развития и возрастной психологии, психофизиологии, используемых в ней методов, областей практического применения знаний психофизиологии; психологических закономерностей и механизмов функционирования и развития психики, роли наследственных и средовых факторов в индивидуальных различиях на уровнях индивида, личности и индивидуальности, особенностей развития человека в возрастном аспекте на разных этапах онтогенеза; умения анализировать положения психологических и психофизиологических теорий и концепций личности <...>
Основы_патопсихологии.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Основы_патопсихологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Составитель Н.М. Пинегина Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Основы патопсихологии» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 – Психология (бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла. Цель изучения учебной дисциплины – общетеоретическая подготовка студентов в области патопсихологии. Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) усвоение студентами системы теоретических и эмпирических знаний в области патопсихологии; 2) выработка у студентов умений и навыков самостоятельного изучения дисциплины; 3) формирование у студентов интереса к глубокому и детальному изучению патопсихологии как науки. Овладение программным материалом предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Каждая тема, выносимая на семинарское занятие, сопровождается ключевыми понятиями, чёткое представление о которых является необходимым условием успешного усвоения учебной информации. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение материала для выполнения текущих аттестаций в виде творческой и контрольной работ (Приложение А). Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к экзамену. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, психофизиологии. У студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знаний категориального аппарата, методологических принципов, основных направлений, проблем психологии развития и возрастной психологии, психофизиологии, используемых в ней методов, областей практического применения знаний психофизиологии; психологических закономерностей и механизмов функционирования и развития психики, роли наследственных и средовых факторов в индивидуальных различиях на уровнях индивида, личности и индивидуальности, особенностей развития человека в возрастном аспекте на разных этапах онтогенеза; умения анализировать положения психологических и психофизиологических теорий и концепций личности; владения базовыми методическими приемами изучения психологических и психофизиологических процессов и состояний личности на разных этапах онтогенеза; 3
Стр.3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 Наименование раздела дисциплины Предмет, задачи и методы патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования 2 Нарушения сознания 3 Нарушения восприятия 4 Расстройства памяти 5 Нарушения мышления 6 Расстройства личности 7 Расстройства питания 9 Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ Итого: Виды занятий (часов) Лекции Семинары / пр. занятия Самостоятельная работа 2 0 9 0 0 2 2 4 2 2 2 2 2 8 0 8 8 8 8 8 9 8 Нарушение умственной работоспособности 2 0 9 16 2 0 9 16 76 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Объект и предмет патопсихологии. Научные основы патопсихологии как ветви психологической науки. Её актуальные проблемы. История возникновения и развития патопсихологии. Вклад Б. В. Зейгарник в развитие патопсихологии. Методы патопсихологии: патопсихологический эксперимент и принципы его построения; метод наблюдения как компонент патопсихологического эксперимента; беседа патопсихолога с больным, её этапы и задачи; проективные методы в патопсихологическом исследовании. Принципы построения патопсихологического исследования. Теоретическая и практическая значимость патопсихологии как отрасли клинической психологии. Всего 11 10 10 12 12 20 11 11 11 108 6
Стр.6
Тема 2. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ Общие представления о сознании личности. Синдромы помрачения сознания: оглушение, обнубиляция, сопор, кома. Делирий, его виды. Онейроид, сумеречное помрачение сознания, его разновидности. Аменция как глубокая степень расстройства сознания. Исследования проблемы деперсонализации. Нарушение сознания при различных психических заболеваниях (психопатология). Тема 3. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ Общие представления о восприятии человека. Агнозии и псевдоагнозии (нарушения восприятия). Иллюзии как расстройства восприятия, их виды: аффективные, вербальные и парэйдолические. Галлюцинации и псевдогаллюцинации. Виды галлюцинаций: слуховые, обонятельные, зрительные, тактильные, висцеральные, гипнагогические и императивные. Внушённые и вызванные галлюцинации. Симптом Липмана, симптом чистого листа (Рейхарда) и симптом Ашаффенбурга, их краткая характеристика. Тема 4. РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ Расстройства памяти. Их виды. Дисмнезии: гипермнезии, гипомнезии и амнезии, их краткая характеристика. Парамнезии: псевдореминисценция, криптомнезии, эхомнезии и конфабуляции, их краткая характеристика. Нарушение непосредственной памяти. Корсаковский синдром. Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушение опосредованной памяти. Нарушение мотивационного компонента памяти. Тема 5. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ Нарушения мышления. Их виды. Нарушения операциональной стороны мышления: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мыслительных процессов: непоследовательность суждений, лабильность мышления, «откликаемость» и инертность мышления. Нарушение мотивационного компонента мышления. Нарушение личностного компонента мышления. Разноплановость мышления. Резонёрство. Нарушение критичности мышления. Виды нарушений мышления в психопатологии: бредовые идеи, их виды; навязчивые состояния, их разновидности. Методики исследования нарушений мышления. 7
Стр.7
Тема 6. РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Изменения мотивационной сферы личности: нарушение иерархического строения мотивов, нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотивов. Нарушения подконтрольного сознанию поведения. Нарушение саморегуляции в поведении личности. Патопсихологические расстройства личности: параноидное, шизоидное, шизотипическое, антисоциальное, пограничное, гистрионное, нарциссическое, избегающее, зависимое и обсессивно-компульсивное расстройства личности, их краткая характеристика. Эмоциональные (аффективные) расстройства, их виды. Расстройства настроения: виды депрессий, их краткая характеристика. Причины возникновения и методы лечения депрессии. Биполярные аффективные расстройства. Причины возникновения и методы лечения биполярных аффективных расстройств. Генерализованное тревожное расстройство личности: причины развития генерализованного тревожного расстройства и методы лечения. Фобии: типы фобий, их характеристика. Методы терапии фобий. Паническое расстройство, его характеристика. Причины возникновения и методы терапии. Стрессовые расстройства, их симптомы. Причины возникновения и методы терапии. Тема 7. РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ Нервная анорексия: клиническая картина расстройства, причины появления расстройства питания (социальное давление, семейная обстановка, расстройства настроения, биологические факторы) и методы лечения. Нервная булимия: клиническая картина расстройства, причины появления расстройства питания и методы лечения. Последствия расстройств питания. Тема 8. НАРУШЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Общепсихологическая характеристика работоспособности человека. Характерные особенности нарушения умственной работоспособности. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах. Причины нарушения умственной работоспособности. Тема 9. РАССТРОЙСТВА, ВЫЗВАННЫЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Расстройства, вызванные депрессантами (алкоголь, седативноснотворные препараты и опиоиды). 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ