РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ.
СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Том 14 № 1 (2017)
DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-1
http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics
Научный журнал
Издается с 2003 г.
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-61178 от 30.03.2015 г.
Учредитель: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Gayamova S.Yu., Dany L., Aim M.-A. Health and Illness in the
Russian Context: Some Socio-Psychological Comments (Здоровье и болезнь в русском контексте:
несколько социально-психологических комментариев) ...................................................
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Минияров В.М., Эстерле А.Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога
в ходе профессиональной деятельности ........................................................................... 26
Кудинова И.Б., Белоусова С.С. Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации
личности в период взрослости ............................................................................... 38
Бочарова Е.Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося
общества ............................................................................................................................. 52
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Кузнецова С.А. Связь миграционных установок жителей Магадана и особенностей их защитно-совладающего
поведения .............................................................................................. 64
Михайлова О.Б. Характеристики проявлений креативности и инновационности у учащихся
средней школы ....................................................................................................................... 76
Добрин А.В. Сравнительный анализ параметров вариабельности кардиоритма у младших
школьников с разным уровнем эмоционального интеллекта .................................................. 88
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Карташова В.Н., Щербатых Л.Н. Педагогические условия работы с лингвистически одаренными
школьниками в системе дополнительного иноязычного образования ......................... 99
Шилова Т.А., Костерева Л.И. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников,
обучающихся на дому ....................................................................................................
110
© Российский университет дружбы народов, 2017
7
Ershova R.V., Tarnow E. Working Memory Structure Revealed in Analysis of Recall Errors (Изучение
структуры рабочей памяти на основе анализа ошибок в ее функционировании) ........... 17
Стр.1
Вестник РУДН
Серия: ПСИХОЛОГИЯ
и ПЕДАГОГИКА
2017 Том 14 № 1
http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор
Кудинов Сергей Иванович, доктор
психологических наук, профессор,
действительный член МАНПО, заведующий
кафедрой социальной и
дифференциальной психологии филологического
факультета РУДН
(Москва, Россия)
Заместитель главного редактора
Крупнов Александр Иванович, доктор
психологических наук, профессор,
профессор кафедры социальной и
дифференциальной психологии
филологического факультета
РУДН, Заслуженный работник высшей
школы РФ, действительный
член МАНПО (Москва, Россия)
Члены редакционной коллегии
Барбот Баптисте, Ph.D, профессор психологии Пэйс Университета (Нью-Йорк, США)
Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической и юридической
психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва, Россия)
Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры акмеологии и психологии
профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (Москва, Россия)
Григоренко Елена Леонидовна, доктор психологических наук, PhD, профессор Хьюстонского университета
(Хьюстон, США)
Грошев Игорь Васильевич, доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор, Институт образования
и науки (Москва, Россия)
Деркач Анатолий Алексеевич, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой акмеологии
и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ (Москва, Россия)
Джарвин Линда, Ph.D, профессор психологии Парижского колледжа искусств (Париж, Франция)
Рич Грант, Ph.D, профессор психологии Университета Уолден (Джуно, Аляска, США)
Такушьян Гарольд, PhD, профессор психологии и руководитель программы по организационной психологии
Университета Фордхем (Нью-Йорк, США)
Тарноу Юджин, Ph.D, научный сотрудник Авалон Бизнес Систем (Фэйр Лоун, Нью-Джерси, США)
Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического
мастерства Республиканского института высшей школы (Минск, Беларусь)
Редактор И.В. Успенская
Компьютерная верстка: О.Г. Горюнова
Адрес редакции:
ул. Орджоникидзе, д. 3, Москва, Россия, 115419
Тел.: (495) 955-07-16; e-mail: ipk@rudn.university
Адрес редакционной коллегии серии «Психология и педагогика»:
ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2, Москва, Россия, 117198
Тел.: (495) 778-38-07, доб. 12-67;
e-mail: psyjournalrudn@rudn.university
Подписано в печать 24.02.2017. Выход в свет 09.03.2017. Формат 70×100/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «NewtonC».
Усл. печ. л. 10,0. Тираж 500 экз. Заказ № 41. Цена свободная.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет дружбы народов» (РУДН)
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Отпечатано в типографии ИПК РУДН
115419, Москва, Россия, ул. Орджоникидзе, д. 3, тел. (495) 952-04-41; ipk@rudn.university
2
Ответственный секретарь
Новикова Ирина Александровна, кандидат
психологических наук, доцент,
заместитель заведующего кафедрой
социальной и дифференциальной
психологии РУДН, членкорреспондент
МАНПО (Москва,
Россия)
Стр.2
PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA
RUDN JOURNAL OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
VOLUME 14 NUMBER 1 (2017)
http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics
DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-1
Founded in 2003
Founder: PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA
CONTENTS
THEORETICAL AND DISCUSSION PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY
Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Gayamova S.Yu., Dany L., Aim M.-A. Health and Illness in the
Russian Context: Some Socio-Psychological Comments ..............................................................
7
Ershova R.V., Tarnow E. Working Memory Structure Revealed in Analysis of Recall Errors ........... 17
PROBLEMS OF PERSONALITY DEVELOPMENT
Miniyarov V.M., Esterle A.E. Factors of Professional Self-Development of School Psychologist in
Course of Professional Practice ..................................................................................................... 26
Kudinova I.B., Belousuva S.S. Relationship between Spiritual and Moral Self-Consciousness and
Self-Realisation in Adulthood ....................................................................................................... 38
Bocharova E.E. Moral Self-Identification of High School Students in a Changing Society ............ 52
ACTUAL PROBLEMS OF PERSONALITY AND SOCIAL PSYCHOLOGY
Kuznetsova S.A. Correlation of migratory attitudes of Magadan inhabitants and features of their
defensive-coping behaviour ........................................................................................................... 64
Mikhailova O.B. Characteristics of Creativity and Innovativeness Manifestations in Students of Middle
and High School ........................................................................................................................... 76
Dobrin A.V. Comparative Analysis of the Parameters of Heart Rate Variability in Primary School
Children with Different Levels of Emotional Intelligence .............................................................. 88
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION
Kartashova V.N., Shcherbatykh L.N. Pedagogical Conditions of Working with Linguistically Gifted
School Students in the System of Additional Foreign Language Education .................................... 99
Shilova T.A., Kostereva L.I. Psychological Features of Interaction of High School Students, Tutored
at Home ....................................................................................................................................... 110
© Peoples’ Friendship University of Russia, 2017
Стр.3
RUDN Journal
of Psychology
and Pedagogics
http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics
2017 Vol. 14 No 1
EDITORIAL BOARD
Editor-in-Chief
Sergey I. Kudinov, D.Sс. in Psychology
(doctor of psychological sciences), Professor,
Head of the Social and Differential
Psychology Chair (Peoples’ Friendship
University of Russia)
Associate Editor-in-Chief
Alexander I. Krupnov, D.Sс. in Psychology
(doctor of psychological sciences),
Professor, Professor of the Social
and Differential Psychology Chair
(Peoples’ Friendship University of Russia)
Members
of the Editorial Board
Baptiste Barbot, Ph.D. in Psychology, Assistant Professor of Department of Psychology (Pace University, New York, USA)
Inna B. Bovina, D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), Professor of Department of Clinical and Legal
Psychology (Moscow State University of Psycho logy and Education, Moscow, Russia)
Alexander V. Gagarin, D.Sс. in Pedagogics (doctor of pedagogical sciences), Professor, Professor of the Akmeology and
Psychology of Processional Activity Department (Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Moscow, Russia)
Elena L. Grigorenko, PhD in Psychology, D.Sс. in Psychology, Hugh Roy and Lillie Cranz Cullen Distinguished Professor
of Psychology, Developmental Cognitive Neuroscience & Clinical Psychology Department (University of Houston, Houston,
USA)
Igor V. Groshev, D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), D.Sс. in Economics (doctor of economic sciences),
Professor (Institute of Education and Science, Moscow, Russia)
Anatoliy A. Derkach, D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), Professor, Head of the Akmeology and
Psychology of Processional Activity Department (Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Moscow, Russia)
Linda Jarvin, Ph.D. in Psychology, Dean of Paris College of Art (Paris College of Art, Paris, France)
Grant J. Rich, Ph.D. in Psychology, Fellow, American Psychological Association (Juneau, Alaska, USA)
Harold Takooshian, PhD in Psychology, Professor of Psychology & Urban Studies at Fordham University, and Director
of the Fordham Program in Organizational Leadership, Past-President, and Representative to APA Council (Fordham
University, New York, USA)
Eugen Tarnow, Ph.D. in physics, researcher (Avalon Business Systems, Inc., Fair Lawn, NJ, USA)
Viktor P. Sheinov, D.Sс. in Sociology (doctor of sociological sciences), Professor, Professor of the Psychology and
Pedagogical mastery Chair (Republican Institute of Higher Education, Minsk, Belarus)
Editor I.V. Uspenskaya
Computer design: O.G. Gorunova
Address of the editorial board:
Ordzhonikidze str., 3, Moscow, Russia, 115419
Ph. +7 (495) 955-07-16; e-mail: ipk@rudn.university
Address of the editorial board Series «Psychology and pedagogics»:
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
Tel. +7 (495) 778-38-07 (12-67);
e-mail: psyjournalrudn@rudn.university
Printing run 500 copies. Open price.
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Peoples’ Friendship University of Russia”
6 Miklukho-Maklaya str., 117198 Moscow, Russia
Printed at RUDN Publishing House:
3 Ordzhonikidze str., 115419 Moscow, Russia,
Ph. +7 (495) 952-04-41; e-mail: ipk@rudn.university
Assistant to the Editor-in-Chief
Irina A. Novikova, Ph.D. in Psychology
(candidate of psychological sciences),
Associate Professor, Associate Professor
of the Social and Differential Psychology
Chair (Peoples’ Friendship University
of Russia)
4
Стр.4