Солганик, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: g4sol@yandex.ru КАТЕГОРИЯ РАССКАЗЧИКА И СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В статье показано, что специфика художественной речи обусловлена структурой этой речи. <...> Главная особенность структуры заключается в несовпадении производителя речи (автора) и ее субъекта. <...> Ключевые слова: структура художественной речи, специфика художественной речи, рассказчик (повествователь), производитель речи (автор), субъект речи. <...> Художественная речь не представляет в этом отношении исключение. <...> Любая речь (в том числе художественная) — это цепь речевых актов. <...> В речевом акте действует говорящий (адресант), который сообщает некую информацию адресату. <...> Адресант — главный фак1 В Логическом словаре Н.И. Кондакова (М., 1971) структура определяется как «прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого». <...> И естественно, специфика речи зависит от ее производителя, который так или иначе проявляет себя в речи. <...> Характер и мера проявления адресанта в речи выступают как главная характеристика речи. <...> В обычном, естественном разговорном общении мы выражаем себя (мысли, чувства и т.д.), т.е. говорящий (субъект речи) и ее производитель (адресант) совпадают. <...> Это происходит на поверхностном уровне речи — в непосредственном общении. <...> Но если брать предшествующую стадию речи — процесс формирования, — то категория производителя речи усложняется. <...> Поэтому производитель речи является и своеобразным наблюдателем производства собственной речи. <...> Стадия наблюдения предшествует непосредственному акту речи, но в высказывании, как правило, не выражается. <...> Применительно к речи, рассматриваемой, как деятельность, рационально выделить такую часть мышления, как наблюдение, сопровождающее речь на всех этапах ее производства. <...> Наблюдение <...>