№ 1 КОНТЕНТ, КАНАЛЫ И АУДИТОРИИ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ* М.Г. Шилина, канд. филол. наук, науч. сотр. кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: 2008mgs@mail.ru ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАСИСТЕМ И АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕЦИИ ТЕОРИИ СМК В статье выявлены характеристики медиа XXI в. <...> Для исследования современных СМК автор вводит понятия “медиасистема”, “медиакоммуникация”, развивает идею новой комплексной академической дисциплины медиалогии. <...> Однако возможно обозначить основные направления изменений, существенные для медиа: в политическом и идеологическом аспектах происходит переход от биполярного мира к многополярному и многомерному, усиление региональных и национальных структур; на смену глобальному субъекту (глобальная экономика, социум, культура) приходит глокальный; неолиберальные экономические тенденции обусловливают развитие медиа как отрасли * В рубрике использованы статьи, подготовленные на основе докладов, сделанных на Международных научных чтениях “СМИ и массовые коммуникации” 8–10 октября 2009 г. 6 рынка, провоцируя таким образом отход от социально ответственной деятельности; общество оказывается “мозаичным”, “атомарным”; мышление децентрируется; возникает комплекс глобальных стратегий, основанных на социальной ответственности человечества, и угроз, связанных с растущим экономическим и социальным неравенством в обществе, терроризмом, расовой нетерпимостью; нравственные и этические критерии размываются. <...> Базовая категории СМК — информации — становится цифровой, что открывает возможность создания единого цифрового контента для всех видов медиа, комплексного воздействия на аудиторию, универсализации редакционной политики. <...> (При этом растет ценность оперативной информации, особенно в кризис; конкуренцию по скорости агрегации и доставки новостей профессиональным медиа составляют уже <...>