Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2010

"Голубая книга" М. М. Зощенко как симфония (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКротова
Страниц14
ID378564
АннотацияАнализируется структура "Голубой книги". Обосновывается положение о том, что в названном сочинении своеобразно, но довольно точно воспроизводится строение симфонического цикла. Данное положение подтверждается как суждениями самого Зощенко, так и детальным сопоставлением различных частей "Голубой книги" с частями классической симфонии.
УДК821.161.1.09"1917/1991"
Кротова, Д.В. "Голубая книга" М. М. Зощенко как симфония / Д.В. Кротова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №5 .— С. 121-134 .— URL: https://rucont.ru/efd/378564 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 Д.В. Кротова «ГОЛУБАЯ КНИГА» М.М. ЗОЩЕНКО КАК СИМФОНИЯ В работе анализируется структура «Голубой книги» М.М. Зощенко. <...> Автором статьи обосновывается положение о том, что в названном сочинении своеобразно, но довольно точно воспроизводится строение симфонического цикла. <...> Данное положение подтверждается как суждениями самого Зощенко, так и детальным сопоставлением различных частей «Голубой книги» с частями классической симфонии. <...> Альшванг [Альшванг, 1964, 73–96] усматривает сонатную форму в построении первой части «Преступления и наказания», указывает на действие симфонических закономерностей в повести «Двойник» и романе «Идиот». <...> Первое упоминание о симфонии содержится уже в предисловии «Голубой книги». <...> Здесь Зощенко говорит о последнем, пятом разделе своего цикла: «Этот отдел, по нашей мысли, должен зазвучать, как Героическая симфония Бетховена» [Зощенко, 2008: 31]. <...> Следующее упоминание симфонии содержится в разделе «Деньги», где автор следующим образом комментирует свой текст: «И это даже не новелла, а целая симфония» [Зощенко, 2008: 59]. <...> Как кажется, структура «Голубой книги» своеобразно, но довольно точно воспроизводит симфонический цикл. <...> Так, первая часть, которая всегда пишется в форме сонатного аллегро и нередко предваряется Вступлением, является выражением человеческой активности в широком смысле слова. <...> Исследователь жанра классической симфонии М. Г. Арановский характеризует образное содержание первой части обобщенной формулой «человек действующий» [Арановский, 1979]. <...> Вторая часть сонатно-симфонического цикла по характеру и содержанию контрастирует первой: она переносит слушателя в мир возвышенно-лирических образов. <...> У композиторов XVIII – начала XIX в. третья часть сонатно-симфонического цикла связана с игровыми и танцевальными образами и представляет собой, как правило, Менуэт. <...> У композиторов более поздней эпохи (зрелого Бетховена и романтиков) содержание третьей части симфонии значительно <...>