Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2010

Антропософский дискурс поэтики символистов и футуристов (роман А. Белого "Петербург" и повесть В. Хлебникова "Ка") (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКацюба
Страниц9
ID378544
АннотацияВпервые предпринята попытка сопоставительного анализа романа Белого "Петербург" и повести Хлебникова "Ка" в контексте антропософских идей и образов.
УДК821.161.1.09"1917/1991"
Кацюба, Г.А. Антропософский дискурс поэтики символистов и футуристов (роман А. Белого "Петербург" и повесть В. Хлебникова "Ка") / Г.А. Кацюба // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №4 .— С. 134-142 .— URL: https://rucont.ru/efd/378544 (дата обращения: 15.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Г.А. Кацюба АНТРОПОСОФСКИЙ ДИСКУРС ПОЭТИКИ СИМВОЛИСТОВ И ФУТУРИСТОВ (роман А. <...> Хлебникова «Ка» показывает, что Хлебников, будучи представителем «будетлянского» футуризма, развил антропософские идеи глубже, чем основоположник символизма Белый. <...> Ключевые слова: Мусагет, Мава, арамейский эпос, эзотерические вероучения, солнцепоклонничество, Аменофис IV, «мозговая игра», «теневое сознание». <...> Иванов утверждает, что Белый в лучших своих произведениях приближался к футуризму, в прозе Хлебникова есть «отсвет более ранних метрических прозаических “Симфоний” Белого», а в журнальной редакции «Петербурга» Хлебников мог увидеть близкую заумь. <...> Общие черты в поэтике Белого и Хлебникова, в их отношении к слову видит и С.С. Хоружий, ставя в один ряд с русскими писателями Джойса: «<…> в начале был звук – это запо1 Иванов Вяч. <...> обнаруживает общее в символике Белого и Кандинского, объясняя эту общность интересом обоих к теософии; а уже Кандинского сравнивает с Хлебниковым: если Кандинский пытался найти объективные основы «впечатлений разных художников, вызванные переживанием цветов и форм», то Хлебников делал подобное ради «создания всеобщего мирового языка, т.е. подчинение всех живых языков тотальной глобальной символизации»3. <...> Но ведь об этом же спустя 5 лет, в 1916 г., писал Хлебников, говоря о себе как о единице, равной V`` – человека»4. <...> Однако работ, угадывающих в творчестве Хлебникова антропософские идеи и сопоставляющих Хлебникова с Белым как с антропософом, практически нет. <...> Пожалуй, только К.А. Кедров признает близким к антропософскому «поэтическое тайнозрение» Хлебникова, увидевшего, как «из первоатома звука <…> рождается вся Вселенная»5; Кедров пытается расшифровать «звездную азбуку» Хлебникова, состоящую из движущихся во времени и пространстве согласных и гласных, напоминающих то, что осуществил в своей эвритмии Рудольф Штейнер6. <...> Поэтика Джойса: русские связи и соответствия // Российский литературоведческий <...>