Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2010

О ритме 4-стопного ямба XIX века (Батюшков, Баратынский, Пушкин) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторГоловастиков
Страниц7
ID378541
АннотацияПредлагается новый способ анализа ритма русского 4-стопного ямба, основанный на языковых различиях двух видов строк: с односложным словом на анакрусе и без него. Благодаря раздельным статистическим подсчетам по двум группам строк оказалось возможным более детально описывать индивидуальный ритмический стиль того или иного поэта. Эффективность нового подхода демонстрируется на примере 4-стопного ямба Батюшкова, Баратынского и Пушкина.
УДК821.161.1.09"18"
Головастиков, К.А. О ритме 4-стопного ямба XIX века (Батюшков, Баратынский, Пушкин) / К.А. Головастиков // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №4 .— С. 85-91 .— URL: https://rucont.ru/efd/378541 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 К.А. Головастиков О РИТМЕ 4-СТОПНОГО ЯМБА XIX ВЕКА (Батюшков, Баратынский, Пушкин) В статье предлагается новый способ анализа ритма русского 4-стопного ямба, основанный на языковых различиях двух видов строк: с односложным словом на анакрусе и без него. <...> Доля строк первого типа в стихе 1820-х годов достигает 50%; выяснилось, что по языковой модели их ритмические характеристики лежат ближе скорее к хорею, чем к ямбу. <...> Благодаря раздельным статистическим подсчетам по двум группам строк оказалось возможным более детально описывать индивидуальный ритмический стиль того или иного поэта. <...> The article provides a new way to analyze the Russian iambic tetrameter that is based on rhythmical and syntactic differences between poetic lines that begin with monosyllabic and polysyllabic words. <...> In the article Baratynsky’s, Batyushkov’s and Pushkin’s iambic tetrameter is examined. <...> Различие между ритмом русского 4-стопного ямба XVIII и XIX вв. стало научным достоянием благодаря статистическим исследованиям Андрея Белого, результаты которых суммированы в книге «Символизм» (1910). <...> Согласно Белому, в XVIII в. первая стопа этого размера ударялась чаще, чем вторая («рамочный» ритм), в XIX в. – наоборот («альтернирующий» ритм) [Белый, 1910: 262–263 и далее]. <...> Эти данные затем были уточнены К.Ф. Тарановским: он выделил «переходный» этап в истории 4-стопного ямба, когда первая и вторая стопы были приблизительно равноударны (1814–1820 гг., прежде всего Батюшков и Жуковский), а поэтов, писавших «альтернирующим» ритмом, разделил на старшее и младшее поколения [Тарановски 1953: 66–92]. <...> Благодаря проделанной стиховедами фундаментальной обобщающей работе в науке укрепились представления об основных характеристиках ямба в XVIII и XIX вв. <...> Так, Тарановский пишет об «общем ритмическом гуле», который характеризует «целые поколения поэтов и целые эпохи в развитии стиха» [Тарановский, 1971: 427]. <...> 85 На современном этапе развития стиховедения, однако, стуит больше внимания уделять отдельным «голосам» в этом «гуле». <...> В настоящей работе <...>