№ 1 Ю.А. Ефремова (аспирантка кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ВОСПРИЯТИЕ «ПУСТЫНИ» У РАННИХ ЦИСТЕРЦИАНЦЕВ В статье рассматривается феномен «ухода в пустыню», его сущность и восприятие в средневековой Европе. <...> На основе сочинений некоторых французских монахов XII в., в первую очередь Бернарда Клервосского, автор анализирует отношение цистерцианцев к «пустынничеству», выявляя противоречия между представлениями об отшельничестве и существовавшей религиозной практикой. <...> К подобного рода феноменам можно отнести и «пустыню», образ которой в текстах находил весьма своеобразное отражение, не всегда связанное с географической средой как таковой. <...> «Уход в пустыню» — важнейший элемент такого феномена средневековой культуры, как отшельничество. <...> При этом теория «пустынничества», непосредственно связанная с трактовкой пустыни как символа, порой не находила буквального воплощения в жизни: далеко не всегда монахи на практике следовали собственным воззрениям, равно как и не всегда их практика находила отражение в воззрениях. <...> Пустынные, удаленные от людского жилья места, как правило, вызывали страх, а монахи, отправившиеся туда в поисках уединения, — почтительное уважение. <...> Однако реальное соотношение между теорией и практикой отшельничества в монастырской среде * Ефремова Юлия Александровна, тел. <...> Необходимо сказать о ключевых понятиях, которые использовались для обозначения пустыни в данный период: desertum, eremus, solitudo. <...> Леклер, к XII в. значение понятия eremus претерпело по меньшей мере два значительных изменения: в эпоху отцов церкви оно имело исключительно духовный смысл, под ним понималось место исхода еврейского народа, а позже — место, связанное с биографией Иисуса; с возникновением монашества eremus все чаще употребляется в связи с образом жизни вдали от общества; наконец, в XI—XII вв. оно обретает некую двойственность: с одной стороны, употребляется как противопоставление <...>