№ 4 А.Г. Голиков (доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ (вторая половина ХIХ — начало ХХ в.) <...> Во второй половине XIX в. тип сатирического еженедельного журнала с карикатурами стал мировым явлением. <...> С этого времени главные события международной и внутренней жизни постоянно отражаются в сатирической графике. <...> Карикатура фиксирует информацию о действительности в виде особого рода изображения и письменного текста, поэтому раскрытие информационных возможностей этого исторического источника требует разработки специальных источниковедческих приемов. <...> Хотя история карикатуры уходит корнями в далекое прошлое, но только публикация в периодической печати, ставшая возможной в XIX в. благодаря техническим усовершенствованиям в полиграфии, обеспечила сатирической графике постоянную массовую аудито* Голиков Андрей Георгиевич, тел. <...> Россия и Франция: союз интересов и союз сердец, 1891—1897. <...> Русско-французский союз в дипломатических документах, фотографиях, рисунках, карикатурах, стихах, тостах и меню. <...> Образ Европы в советской карикатуре 20—30-х годов // Труды Института российской истории. <...> М., 2005; Российская империя в европейской карикатуре XVIII— ХХ веков // Ливен Д. <...> Между Востоком и Западом: внешняя политика монархии Габсбургов в первые годы дуализма (1866—1871). <...> Карикатура — жанр изобразительного искусства, использующий, преимущественно в графике, приемы сатирического гротеска. <...> По авторитетному свидетельству мастера изобразительной сатиры Б.Е. Ефимова, «специфика сатирического творчества диктует карикатуристу такой отбор художественных приемов, который зачастую исключает чрезмерное приближение к натуре и правдоподобию… У карикатуры свои законы, своя метафорическая логика, своя система. <...> Обращаясь не только к рассудку, но и к эмоциональному восприятию, карикатурист <...>