Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №1 2011

Русский церковный раскол XVII в. как милленаристское движение (60,00 руб.)

0   0
Первый авторНосырев
Страниц19
ID378344
АннотацияВ статье анализируются причины и характер русского раскола XVII в. Отмечая, что причины эти до сих пор до конца не поняты, автор предлагает трактовку раскола как милленаристского движения - культурно-общественного явления. Новый взгляд на проблему позволит глубже понять закономерности, по которым развивалось старообрядчество.
УДК94(470)"08/16"
Носырев, И.Н. Русский церковный раскол XVII в. как милленаристское движение / И.Н. Носырев // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2011 .— №1 .— С. 35-53 .— URL: https://rucont.ru/efd/378344 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 Носырев И.Н. (соискатель кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник журнала «РБК»)* РУССКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII в. <...> КАК МИЛЛЕНАРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В статье анализируются причины и характер русского раскола XVII в. <...> Новый взгляд на проблему позволит глубже понять закономерности, по которым развивалось старообрядчество. <...> Вопросы, касающиеся причин раскола XVII в. и дальнейшей эволюции старообрядчества, были оставлены историкам. <...> Не будет преувеличением сказать, что такой подход породил определенную узость взгляда на проблему: причины раскола до сих пор не являются до конца понятыми. <...> 8-926-234-38-36; e-mail: noserev-i@mail.ru 35 а) как внутрицерковный процесс, причиной которого послужила богословская полемика об обрядности (Е.Е. Голубинский, П.С. Смирнов); б) как борьба наиболее консервативной части русских людей с гражданскими новшествами, вводимыми Алексеем Михайловичем и Петром I (эсхатологическая раскольничья концепция «последних времен» рассматривается в этом ключе именно как доказательство необразованности и фанатизма расколоучителей) (А.П. Щапов); в) напротив, как выступление наиболее образованной и религиозной части общества против морально разложившейся церкви (В.Г. Сенатов); г) как борьба между высшим (иерархами) и низшим духовенством (В.В. Зеньковский); д) как протест земства против поглощения его прав центральной властью, вылившийся в религиозную форму (А.П. Щапов, В.И. Кельсиев); е) как лозунг, под которым различные сословия боролись за собственные, зачастую противоположные цели (Н.М. Никольский); ж) наконец, как народная антицерковная и антифеодальная борьба. <...> Отличия в характере русского раскола и Реформации объяснялись отсталостью политических и экономико-социальных условий России: более поздними, чем в Европе, границами позднефеодального периода, крепостничеством, мешающим развитию капиталистических производственных отношений, неравномерностью развития страны <...>