Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №6 2014

Проблема сознания: аналитические и естественно-научные аспекты (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлев
Страниц14
ID378276
АннотацияАнализируются современные научные когнитивные программы. Обосновывается предположение об универсализации антропного принципа в современной физике и возможной переинтерпретации философской категории сознания в качестве ключевого понятия теории информационной реальности. Предлагается информационно-синергетическая модель сознания, в основе которой лежит метафизический принцип онтологической реальности информации - первичности информации по отношению к реальности вещественно-энергетической (физической) и реальности семантическо-смысловой (идеальной).
УДК1
Яковлев, В.А. Проблема сознания: аналитические и естественно-научные аспекты / В.А. Яковлев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2014 .— №6 .— С. 72-85 .— URL: https://rucont.ru/efd/378276 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Яковлев* ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ В лице «нашего сознания» мы имеем бытие не только сознаваемое, но и подлинно сущее — бытие, которое не противостоит нам, а есть в нас и с нами. <...> Обосновывается предположение об универсализации антропного принципа в современной физике и возможной переинтерпретации философской категории сознания в качестве ключевого понятия теории информационной реальности. <...> Предлагается информационно-синергетическая модель сознания, в основе которой лежит метафизический принцип онтологической реальности информациипервичности информации по отношению к реальности вещественно-энергетической (физической) и реальности семантическо-смысловой (идеальной). <...> : 8 (495) 423-04-97; e-mail: goroda460@yandex.ru 72 В настоящее время ментальное бытие субъекта концептуально рассматривается в триаде основных бинарных оппозиций: «разум — рассудок», «память — воображение», «эмоции — воля». <...> Соответственно сформировался и триединый комплекс когнитивных наук — традиционно гуманитарных, логико-математических и естественнотехнических. <...> Однако в истории философии ментальное понималось в основном как сознание и разум, принципиально отличающие человека от всех других живых существ. <...> Как известно, так называемый основной вопрос философии, собственно, и заключался в онтологическом плане в постулате первичности сознания («линия Платона») или материи («линия Демокрита»). <...> Понятия сознания и самосознания появляются в философских учениях Нового времени. <...> Понятие сознания у Декарта нередко сближается с понятием мышления, которое трактуется предельно широко. <...> полагает, что активизировать свое сознание, с целью познания врожденных безусловных истин, субъект может и должен сам путем постоянного самообразования и углубленных размышлений. <...> Несмотря на все разнообразие последующих подходов к анализу проблемы сознания в истории философии, их объединяет одно — стремление разрешить <...>