Кувакин* М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ФИЛОСОФ ЖИЗНИ Статья посвящена анализу Михаилом Ломоносовым фундаментальных основ семейной жизни в России XVIII в. <...> Установлено, что Ломоносов рассматривал русскую семью и семейно-брачные отношения как ученый, просветитель и знаток народных обычаев и нравов. <...> Его проект «сохранения и размножения российского народа» свидетельствует об историческом оптимизме мыслителя, его вере в силу реформ и разума в социальном прогрессе России. <...> Давая такое название своей статье, я под философией жизни имею в виду совсем не то интеллектуальное течение конца XIX — начала XX в., которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. <...> И я надеюсь, что смогу показать, что Ломоносов был глубоко погружен не только в познание и научные исследования, но и в жизнь, в том числе и в народную жизнь, в ее повседневность, в ее светлые и драматические процессы. <...> Поэтому у него была своя достаточно оригинальная философия жизни, которую можно назвать философией народной жизни. <...> Кувакин Валерий Александрович — доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Жизнь россиянина была хорошо известна ему уже по факту происхождения из народной глубинки, из толщи народной. <...> Одним из наиболее ярких произведений Ломоносова, посвященных России, является его научная записка И.И. Шувалову, сенатору, куратору Московского университета и покровителю М.В. Ломоносова. <...> Это сочинение называется «О сохранении и размножении российского народа», и написано оно в форме письма ко дню рождения И.И. Шувалова, 1 ноября 1761 г., т.е. ровно 250 лет тому назад, так что моя статья посвящена не только 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, но и 250-летию со времени написания указанного трактата. <...> Его оригинал не сохранился, однако подлинность текста была доказана в 1836 г., когда в экспертную <...>