№ 5 П.Н. Костылев* М.В. ЛОМОНОСОВ И НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В статье рассматривается отношение Ломоносова к религии (язычество, религии Античности, старообрядчество, православное христианство, наука и религия) в контексте истории отечественного религиоведения. <...> Научное изучение религии, в наши дни обычно называемое религиоведением, имеет в России давнюю и непростую историю, и М.В. Ломоносов по праву принадлежит к первым главам этой истории. <...> Множество исследователей мировоззрения Ломоносова, отстаивая самобытность его философских концепций, нередко возводят истоки его мировоззрения к немецкому философу Христиану Вольфу (1679—1754), бывшему ректором Марбургского университета в то время, когда Ломоносов был в Марбурге студентом (1736—1739). <...> Аналогично определенное влияние на представления Ломоносова о религии оказал другой марбургский профессор — Иоганн-Каспар Санторок (1682—1745), декан философского факультета и проректор Марбургского университета, читавший курсы «языческой теологии» и «натуральной теологии» [Архив, ф. <...> После возвращения из Германии круг интересов Ломоносова в области изучения религий оказался довольно обширен. <...> Прежде * Костылев Павел Николаевич — старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> 74 всего его интересовали языческие религии: к примеру, в 1754 г. он брал из Академии наук книгу Т. <...> Также при подготовке к написанию этой работы Ломоносов использовал описания и изображения языческих божеств из двухтомника Х. <...> Сравнивая «прусские» и русские верования, Ломоносов приходит к выводу об идентичности прусского Перкуна и русского Перуна [М.В. Ломоносов, 1952, т. <...> В восьмой главе («О рассмотрении вер и о крещении Владимирове») Ломоносов описывает легенду о выборе веры (крещении Руси). <...> В прозаических и поэтических сочинениях Ломоносов часто обращался к античной тематике, как, например, в «Письме о пользе стекла <...>