№ 2 Н.А. Царева* ПРОБЛЕМА РЕЛИГИИ В РУССКОМ СИМВОЛИЗМЕ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПОСТМОДЕРНИЗМЕ Философы постмодернизма, как и символисты, дальнейший прогресс человечества связывают с духовной культурой. <...> Религия осмысливается мыслителями как возможность духовного раскрепощения творческих сил личности. <...> Символистская идея синтеза эмпирического и трансцендентного, выраженного в эстетических формах, в своеобразном виде развивается в философии постмодернизма. <...> Problem of religion in Russian symbolism and European post-modernism Both philosophers of post-modernism and symbolists establish linkage between further progress of mankind and spiritual culture. <...> The post-modernism philosophy in its own way develops the idea of empiricism and transcendent synthesis that is expressed in aesthetic patterns. <...> Начало и конец XX в. характеризуются очевидной последовательной тенденцией к отказу от традиционного рационального пласта сознания и нарастанием интереса к внерациональной сфере сознания. <...> Становится очевидным, что человеческое сознание состоит из противоположных, но родственных сторон — разума и фантазии, рассудка и интуиции, и механистические и натуралистические толкования природы человека не способны объяснить его душу и ее различные проявления. <...> Философы Серебряного века ощущают начавшийся кризис научной рациональности как глобальный мировоззренческий сдвиг. <...> Сознание получает иную направленность и обнаруживает выход в религии, открывающей трансцендентную абсолютную истину, недоступную рациональному мышлению. <...> «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. <...> 423-258-05-23; e-mail: nadezda58@rambler.ru 116 двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. <...> В обществе происходит стихийное ускорение темпа перемен жизни, вследствие этого изменяется ее восприятие человеком: знания и ценности становятся непостоянными, эфемерными. <...> Скептическое, ироническое отношение к действительности чаще всего перерастает в нигилизм. <...> В ситуации потери реальной <...>