ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ УДК 621.81 ФИНИШНАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ В.Р. <...> ЭДИГАРОВ, канд. техн. наук, доцент Е.В. ЛИТАУ, адъюнкт (ОАБИИ, г. Омск) Поступила 5 мая 2015 Рецензирование 20 июня 2015 Принята к печати 17 июля 2015 Эдигаров В.Р. <...> – 644098, г. Омск, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: edigarovs@mail.ru Приведены результаты исследований электромеханической обработки поверхностей стальных деталей трибосистем с предварительным нанесением на поверхность обрабатываемых деталей тонкого антифрикционного слоя из различных твердых смазочных материалов, позволяющих изменить структуру поверхностного слоя, повысить его износостойкость и эксплуатационные характеристики, особенно антифрикционность. <...> Способ обработки с предварительным нанесением антифрикционного материала на поверхность детали с последующей электромеханической обработкой назван АФЭМО. <...> В результате исследований установлено, что АФЭМО позволяет снизить момент трения образцов трибопары. <...> Термодеформационное воздействие в процессе АФЭМО позволяет получить упрочненный поверхностный слой с твердостью до 9 ГПа и участками с твердосмазочным антифрикционным покрытием, что повышает износостойкость и антифрикционные свойства поверхностного слоя деталей, а также коррозионную стойкость. <...> Минимальный момент трения имеют образцы, поверхности которых обработаны АФЭМО с предварительным нанесением антифрикционного материала натиранием поверхности детали и нанесением антифрикционного материала в виде суспензии в смеси с поверхностно-активным веществом (ПАВ). <...> В случае применения натирания для нанесения твердосмазочного материала лучшие результаты показала бронза. <...> При использовании в качестве антифрикционного материала ультрадисперсного скрытокристаллического графита (СКГ) и дисульфида молибдена в смеси с ПАВ глицерином скорость изнашивания трибосопряжения минимальна в сравнении с применением других <...>