Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Педагогическая психология: учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМаракушина Ирина Геннадьевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц288
ID374295
АннотацияУчебное пособие разработано в рамках федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» и отражает содержание дисциплины «Педагогическая психология». Включает конспекты лекций, задания и рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим занятиям, а также дополнительные методические материалы. Предложены списки рекомендуемой литературы.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов вузов, изучающих психологические дисциплины
ISBN978-5-261-00830-9
Маракушина, И.Г. Педагогическая психология: учебное пособие / И.Г. Маракушина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 288 с. — ISBN 978-5-261-00830-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/374295 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии И.Г. Маракушина Педагогическая психология Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИПЦ САФУ 2013 УДК 37.015.3(075) ББК 88.840я73 М25 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Суртаева, доктор психологических наук, доцент Н.Ю. Флотская, кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Молодцова, кандидат психологических наук, доцент Т.Б. Булыгина, кандидат педагогических наук, доцент М.А. Брутова Маракушина, И. <...> Педагогическая психология – сравнительно молодая отрасль психологического знания, первые профильные научные публикации относятся к концу XIX века и началу XX века. <...> 3 Разделяя позицию авторского коллектива под руководством Л.А. Регуш и А. <...> Подробно анализируются предмет и задачи педагогической психологии. <...> Здесь рассматриваются и анализируются современные концепции обучения и их психологические основания. <...> Материал раздела предполагает развитие умений осуществлять сравнительный анализ концепций обучения через определение их психологических оснований, определять ключевые проблемы и способы их решения в области психологии учебной деятельности и ее субъекта. <...> Педагогическая психология – это и конкретная область общепсихологического знания, и одновременно междисциплинарная отрасль научного знания. <...> По мнению Н.Ф. Талызиной, она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания, как прикладная – ставит перед собой цель использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педадоп., испр. и перераб. <...> Итак, номинативно задачи <...>
Педагогическая_психология_учебное_пособие_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.248
Стр.249
Педагогическая_психология_учебное_пособие_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии И.Г. Маракушина Педагогическая психология Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИПЦ САФУ 2013
Стр.1
УДК 37.015.3(075) ББК 88.840я73 М25 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Суртаева, доктор психологических наук, доцент Н.Ю. Флотская, кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Молодцова, кандидат психологических наук, доцент Т.Б. Булыгина, кандидат педагогических наук, доцент М.А. Брутова Маракушина, И.Г. М25 Педагогическая психология: учебное пособие / И.Г. Маракушина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 286 с. ISBN 978-5-261-00830-9 Учебное пособие разработано в рамках федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» и отражает содержание дисциплины «Педагогическая психология». Включает конспекты лекций, задания и рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим занятиям, а также дополнительные методические материалы. Предложены списки рекомендуемой литературы. Предназначено для студентов вузов, изучающих психологические дисциплины. УДК 37.015.3(075) ББК 88.840я73 ISBN 978-5-261-00830-9 © Маракушина И.Г., 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
Введение Существуют ли профессиональные заповеди педагога, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия? Так предостережения великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сибны (Авиценны) выражены в клятве Гиппократа, используемой врачами с IV века до н.э. по настоящее время. В качестве заповедей для педагога можно назвать два положения: «пойми ученика», «помоги ему научиться». Следование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования – развитие и становление личности ученика. Педагогическая психология – сравнительно молодая отрасль психологического знания, первые профильные научные публикации относятся к концу XIX века и началу XX века. Широкомасштабные исследования начались лишь во второй половине XX века, при этом проблемное пространство педагогической психологии и сегодня изучено лишь частично. Изучение педагогической психологии в вузе решает ряд важных задач: подготовка к будущей профессиональной педагогической деятельности, осознание психологических закономерностей ее организации, совершенствование профессионально важных и личностных качеств, развитие интеллектуальных сил и формирование смыслов взаимодействия в образовательном пространстве, призванном стать психологически безопасным для всех его участников: детей, педагогов, родителей. Проблемы обеспечения психологической безопасности образовательного процесса, профилактики дидактогенных детских неврозов, создания условий для укрепления психологического здоровья всех участников взаимодействия в образовательном учреждении волнуют сегодня и практиков, и ученых. 3
Стр.3
Разделяя позицию авторского коллектива под руководством Л.А. Регуш и А.В. Орловой1 , отметим, что изучение педагогической психологии носит не рецептуарный характер. Оно само по себе не дает рецепта, как стать хорошим педагогом – учителем, воспитателем, психологом и т.д. Педагогу в его работе выпадает счастье работать с удивительно многообразными личностями детей, изменения в которых происходят быстрее, чем они находят отражение на страницах вузовских учебников. Педагогам приходится сталкиваться с весьма реальными ограничениями образовательного процесса – школьной программой, календарным графиком, предметным пространством, средой и пр. Учитывая их, сложно было бы придерживаться формулы успешного обучения, даже если таковая бы существовала на самом деле. Педагогическая психология изучается не для того, чтобы открыть формулы и рецепты успеха, потому что их нет, и даже если бы они существовали, их было бы очень трудно применить в реальном и быстро меняющемся мире. Педагогическую психологию изучают для того, чтобы познать принципы, психологические механизмы и теории человеческого поведения и реагирования, которые могут помочь найти и выработать лучший способ профессиональных действий в разных ситуациях. Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития образования, каждого из его субъектов – детей, родителей и педагогов, – огромны. Психолого-педагогические теории, вырабатываемые данной наукой, объясняют накопленную информацию, делают более понятными сложные явления, прогнозируют последствия принимаемых решений и обнаруживают новые факты. Самое главное – они решают одну из важнейших проблем, заключающуюся в том, каким должен быть современный педагог, работающий в образовании, какие принципы должны определять его профессиональную и личную позицию: принципы гуманизма, демократичности, открытости и т.д. В большей степени, однако, эффективность работы педагога определяется его личностными особенностями: глубоким интересом к людям, эмоциональной стабильностью, уважением прав другого человека, осознанием 1 Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб., 2011. – С. 11. 4
Стр.4
профессионального долга, способностью вызывать доверие, высоким уровнем самопонимания. В настоящее время педагогическая психология изучается в рамках базовой части профессионального цикла дисциплин учебного плана по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Программа курса выстроена в классической традиционной логике изучения данной дисциплины: сообразно основным процессам в системе образования. Разделы учебного пособия последовательно характеризуют психологические основы процессов, начиная от общего и переходя к частному: психологические основы педагогического процесса, далее психологические основы процессов обучения и учения, процесса воспитания, процесса профессионального и личностного развития педагога. При этом в качестве сквозных в каждом разделе поднимаются проблемы: соотношения обучения и развития; воспитания, обучения и развития; взаимодействия участников образовательного процесса. В первом разделе рассматриваются ключевые исторические и методологические основы педагогической психологии как науки. Особое внимание уделяется раскрытию понятийного и методологического аппарата педагогической психологии, проблем и методов исследования. Подробно анализируются предмет и задачи педагогической психологии. Основное содержание второго раздела учебного пособия посвящено психологии обучения. Здесь рассматриваются и анализируются современные концепции обучения и их психологические основания. Материал раздела предполагает развитие умений осуществлять сравнительный анализ концепций обучения через определение их психологических оснований, определять ключевые проблемы и способы их решения в области психологии учебной деятельности и ее субъекта. Психология учебной деятельности и ее субъекта изучается с опорой на классические теории В.В. Давыдова и С.Л. Рубинштейна. Особое внимание уделяется проблеме мотивации учения как одной из актуальных современных проблем в области образования. Освоение данного раздела должно способствовать осознанному выбору профессиональных образовательных программ и последующему их изучению. Вопросам психологии воспитания посвящен третий раздел учебного пособия, содержание которого позволяет определить ключевые проблемы в области психологии воспитания и способов 5
Стр.5
решения существующих проблем при соотношении обучения и воспитания. Четвертый раздел посвящен психологическим основам педагогической деятельности и развития личности педагога. Материал раздела предоставляет возможность осуществлять анализ психологических аспектов педагогической деятельности, формировать умения моделировать взаимодействие в педагогическом коллективе, анализировать и проектировать процесс профессиональной подготовки и личностного развития педагога. В приложениях 1, 2 представлены тематическое планирование дисциплины и примерные вопросы по подготовке к экзамену. В ходе изучения педагогической психологии обеспечивается становление базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе владения содержанием и инструментарием данной научной отрасли. Важными результатми становятся: формирование теоретических основ мировоззрения выпускника в области психологии образования; обеспечение роста психологической культуры и профессиональной психолого-педагогической компетентности; развитие познавательных ресурсов и возможностей выпускников через анализ психологических оснований характеристик и классификаций различных педагогических концепций, явлений, процессов, состояний; расширение и уточнение образа профессии, личности педагога и себя как специалиста, формирование интереса к исследованиям в области педагогической психологии, прикладной деятельности в области образования. Данное пособие отражает более чем десятилетний опыт преподавания педагогической психологии студентам педагогических специальностей и включает в себя как ряд теоретических разделов, так и подробные методические материалы для подготовки к практическим занятиям по курсу и задания для самопроверки. Автор благодарит за помощь в подготовке издания и психологическую поддержку своих студентов и коллег.
Стр.6
В исследованиях в области педагогической психологии актуализированы следующие основные линии сотрудничества: 1) учитель-ученик; 2) ученик-ученик в диадах и триадах; 3) общегрупповое взаимодействие; 4) учитель-учительский коллектив; 5) ученик или учитель сам с собой (Г.А. Цукерман); 6) ученик-группа, группа-группа (В.Я. Ляудис). Особенно глубоко изучался вопрос влияния сотрудничества на учебную деятельность и развитие личности учащихся. Г.А. Цукерман отмечает, что в ходе целенаправленно организованного сотрудничества наблюдается следующее: • возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания; • рост познавательной активности и творческой самостоятельности; • ощутима экономия времени на формирование знаний и умений; • происходит снижение дисциплинарных трудностей; • изменяется характер взаимоотношений; • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; • резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; • ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; • учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы; • воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений1 . Все исследователи, говоря о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и формирование учебной группы как коллектива в результате действия сложных психологических механизмов, регу1 Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дис. … психол. наук. – М., 1992. – С. 20. 248
Стр.248
лирующих и межличностное взаимодействие, отмечают важность развития рефлексии, «через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия в соответствии с содержанием и формой совместной деятельности»1 . Развитие рефлексивности, рефлексивного мышления учащихся имеет и большое воспитательное, общеразвивающее значение, т.к. в совместной работе с соучениками необходимо возникают и развиваются собственно рефлексивные моменты деятельности, а также действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) (Л.И. Айдарова, Г.А. Цукерман, Н.П. Крамскова, В.П. Панюшкин и др.). Тем самым учебное сотрудничество способствует не только полноценному формированию индивидуальных учебных действий в единстве всех их компонентов, но и развитию личности обучающегося, отмечает И.А. Зимняя2 Одной из известных концепций сотрудничества в современной . педагогической психологии является концепция совместной продуктивной творческой деятельности (СПД) московского ученого, профессора В.Я. Ляудис. В качестве общих теоретических принципов концепции развития личности в научной школе В.Я. Ляудис выделены: принцип единства формирования знания и сознания, принцип единства продуктивных и репродуктивных форм деятельности в процессе обучения, принцип единства развития взаимодействий, общения и деятельности, принцип соразвития, коэволюции личности учителя и личности учеников. Системообразующая переменная учебной ситуации – социальные взаимодействия и отношения сотрудничества между участниками, решающими определенный ряд продуктивных творческих учебно-познавательных задач. В итоге реализации модели СПД процесс учения субъекта превращается в самоуправляемый, ведет к саморазвитию его участников, что определяет богатство развивающих и воспитательных «эффектов» для развития и соразвития учеников и педагогов, в том числе социального и индивидуально-личностного развития обучающихся3 . процессе обучения. – М., 1987. – С. 33. 2 изд., доп., испр. и перераб. – М., 2000. – С. 147. 3 1 Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е Берак О.Е. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: дис. … канд. пед. наук. – М., 1985; Буланова О.Е. Продуктивная 249
Стр.249

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.