Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №9 2015

Индивидуальное сознание и коллективный разум (300,00 руб.)

0   0
Первый авторХАЛЬБВАКС
Страниц11
ID373246
АннотацияВ работе «Индивидуальное сознание и коллективный разум» французский философ и социолог Морис Хальбвакс излагает свою концепцию общественного характера сознания. Автор обосновывает объективность социальной реальности, проявляющей себя в материальных формах, укорененных в пространстве и времени и поддающихся визуальному восприятию исследователя. Хальбвакс различает морфологические (формообразующие) и духовные факторы жизни общества. Философ делает вывод о социальной обусловленности мировоззрения, психологии и поведения личности и о взаимной дополнительности общественного и индивидуальных сознаний.
ХАЛЬБВАКС, М. Индивидуальное сознание и коллективный разум / М. ХАЛЬБВАКС // Философские науки .— 2015 .— №9 .— С. 106-116 .— URL: https://rucont.ru/efd/373246 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Опыт философского осмысления ИНДИВИДУАЛЬНОе СОЗНАНИе И КОЛЛеКТИВНЫй РАЗУМ* М. <...> ХАЛЬБВАКС Одним из наиболее существенных недостатков классической психологии, как физиологической, так и ассоциативной1 , является то, что она ограничивается изучением человека в изолированном состоянии и не уделяет внимания таким многообразным внешним факторам, оказывающим влияние на индивида, как социальные институты, обычаи, взаимодействие идей и в особенности язык, который с детства и на протяжении всей жизни человека обусловливает его мышление, чувства, поведение и его жизненную позицию, делая их такими, какими они не могли бы быть в состоянии изоляции. <...> Тем не менее, даже если в классической психологии игнорировалось такое влияние и индивидуальное сознание рассматривалось лишь в пределах его собственных границ, все же невозможно было не отметить воздействие этих факторов на сознание. <...> Объектом исследования всех психологов были интеллектуальные процессы, в особенности такие, которые можно объяснить исключительно посредством изучения воздействия общества на индивида. <...> Можно даже утверждать, что, по крайней мере, представители классической психологии отдавали предпочтение рассмотрению и анализу такого рода процессов. <...> Иногда даже им удавалось адекватно описать и глубоко проанализировать функционирование подобных ментальных процессов, однако они столкнулись с непреодолимыми трудностями при попытке их объяснения. <...> Это относится как к эмпирической, так и к интроспективной психологии2 ФН – 9/2015 . <...> Если придерживаться гипотезы изолированного сознания, то как тогда объяснить существование идей, принципов, мыслей, суждений, которые мы принимаем лишь потому, что их принимают другие. <...> Более того, значительная часть психологов – метафизиков, отстаивавших теорию врожденных идей, полагала, что «низшие ментальные функции», такие как память, воображение, восприятие, а также аффективные состояния и импульсы, непосредственно <...>