Современный взгляд ОНТОЛОГИЧеСКИЙ АРГУМеНТ АНСеЛЬМА И ДеКАРТА И.В. <...> ЛОЩИЦ Среди всех вариантов онтологической аргументации наиболее известны доказательства, принадлежащие Ансельму и Декарту. <...> Термин «онтологическое доказательство» вошел в философский словарь благодаря Канту, до него это доказательство чаще всего называли по имени двух авторов: ансельмовым в Средние века и картезианским в Новое время. <...> Другие отдают преимущество аргументу Декарта, который четче вписан в контекст его метафизики, и потому кажется лучше обоснованным. <...> В настоящей статье мы попытаемся показать, что, несмотря на специфику философии и терминологии Ансельма и Декарта, их онтологические доказательства можно представить как один и тот же аргумент. <...> Доказательство Ансельма изложено во второй главе трактата «Прослогион», озаглавленной «Что Бог поистине существует». <...> Некоторые рассуждения, проясняющие эту аргументацию, можно найти в ответе на возражения монаха Гаунилона, а также в написанном незадолго до «Прослогиона» трактате «Монологион». <...> По словам автора, он искал один-единственный довод (unum argumentum), который не нуждался бы для своего обоснования ни в чем, кроме себя одного1 . <...> Сам «Прослогион» по своей форме напоминает молитву, беседу с Богом, к которому автор обращается в каждой из глав трактата. <...> Все это может дать повод для утверждения, что аргументация Ансельма не выходит за рамки веры, ее начало и итог укоренены в Откровении, и процесс познания истины бытия Бога носит характер скорее религиозной практики, чем философского рассуждения. <...> Само понятие Бога, как будет показано ниже, имеет источником не Откровение, а философские рассуждения. <...> В работе «О воплощении слова» автор пишет, что в «Монологионе» и «Прослогионе» он стремился доказать истинность некоторых христианских догматов с помощью чисто рациональных средств, без опоры на Писание7 . <...> Молитва Ансельма – это просьба к Богу благословить его на это понимание9 <...>