Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Сибирский учитель

Сибирский учитель №3 2017 (45,00 руб.)

0   0
Страниц128
ID371048
АннотацияНаучно-методический журнал. Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом.
Сибирский учитель .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2017 .— №3 .— 128 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/371048 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК с декабря 2015 года Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издается с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца уЧРЕДИТЕЛИ: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) ГЛАВНЫй РЕДАКТОР Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ, ректор НИПКиПРО Заместитель главного редактора К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО Литературный редактор Т. В. Савельева РЕДАКЦИОННЫй СОВЕТ: О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО Р. О. <...> Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. <...> Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела кадровой политики Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного образования НИПКиПРО Т. И. <...> Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского регионального ИПКиПРО, г. Кемерово А. А. <...> Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. <...> 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017 Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия Ш. <...> Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального образования НИПКиПРО, общего образования РФ почетный работник Ответственный секретарь Елена <...>
Сибирский_учитель_№3_2017.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Сибирский_учитель_№3_2017.pdf
Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК с декабря 2015 года Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издается с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца уЧРЕДИТЕЛИ: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) ГЛАВНЫй РЕДАКТОР Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ, ректор НИПКиПРО Заместитель главного редактора К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО Литературный редактор Т. В. Савельева РЕДАКЦИОННЫй СОВЕТ: О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела кадровой политики Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного образования НИПКиПРО Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, г. Москва Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского регионального ИПКиПРО, г. Кемерово А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., г. Москва А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического центра «Современные технологии» НИПКиПРО С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Педагогического института ЮФУ, заслуж. учитель РФ, г. Ростов-на-Дону Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного образования НИПКиПРО М. Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета, США Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии НИПКиПРО Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав. каф. философской антропологии и истории философии РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей школы, г. Санкт-Петербург Компьютерная верстка Галины Ястребовой Корректор Алена Запрометова АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛьСТВА: 630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru Журнал распространяется по подписке. Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года. За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print) Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online) При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.06.17. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 14,88. Заказ № 8. Тираж 1000 экз. Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017 Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия Ш. Петер, канд. филос. наук, директор института им. Гёте, г. Новосибирск Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра исследований инновационной деятельности в профессиональном образовании КРИРПО, г. Кемерово Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики высшей школы информационных образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального образования НИПКиПРО, общего образования РФ почетный работник Ответственный секретарь Елена Дударко Перевод Розалии Грачевой
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Проблема целеполагания в поурочном планировании На протяжении многих лет в работе учителей сложилась практика отражения в поурочных планах целей по формированию знаний и навыков, а также целей по развитию детей и их воспитанию. В практике эти цели называют обучающими, развивающими и воспитательными. Отношение к процессу формулировки этих целей и вытекающих из них задач неоднозначное. Некоторые учителя утверждают, что ставить эти цели неправомерно, так как за один урок достичь их невозможно. Все зависит от того, каково содержание и объем этих целей. Если, к примеру, обучающие цели на данный урок сформулированы как «познакомить с фундаментальными законами естествознания» или «научить решать задачи по механике», а тем более «сформировать у детей правильное представление о роли политиков 19 века в классовом противостоянии», то ясно, что за один урок эти цели достичь невозможно. А уж если говорить о развивающих целях и воспитательных, то планировать за один урок такие цели, как «воспитание патриотизма» или «развитие творческих способностей учащихся» просто нереально. Другое дело, когда обучающие цели формулируются конкретно, «выделенной порцией» (к примеру, «научить определять цену деления измерительного прибора» или «сформировать у учащихся правильный подход к структуре определения понятия «масса тела»»). Патриотические чувства можно формировать, показывая роль М. В. Ломоносова (как и других наших отечественных ученых) в развитии наук, когда изучается тот или иной раздел школьного учебного курса. Особенно важно ставить конкретные воспитательные цели при изучении истории, литературы, географии. Наконец, когда учебно-воспитательный процесс организовывается по гносеологическому принципу (когда учащиеся выступают в роли исследователей, «открывателей» нового), то здесь представляется широкое поле для развития поисковых, творческих способностей. Но и в этом случае на первом этапе следует научить детей видеть противоречие между тем, что сейчас наблюдают и не могут объяснить с позиций имеющихся знаний. Таким образом, двигаясь в учебно-воспитательном процессе по этапам научного познания, мы будем развивать творческие исследовательские навыки детей (от начального этапа познания к следующему этапу). При этом важно иметь в виду следующее: дети должны четко представлять, что значит противоречие в науке, что означает группа фактов, на которую мы опираемся в своем исследовании, что означают такие понятия, как «догадки» и «гипотеза», что значит «проверка гипотезы» и т. д. Когда от детей эти гносеологические аспекты не закрыты, а входят в обиход их учебной деятельности, эффективность процесса познания значительно возрастает. При этом значительно возрастают как интерес к предмету, так и уровень самостоятельности детей, знания становятся более осознанными и прочными. Другими словами, все три группы целей, которые мы ставили перед собой, в этом случае решаются комплексно. Ставить перед каждым уроком конкретные учебно-воспитательные цели необходимо. Даже потому, что «бесцельной» деятельности не бывает. Но они по объему и форме должны быть такими, чтобы можно было в конце урока увидеть результаты своей педагогической деятельности. Другое дело, когда мы можем ставить более глобальные цели перед целым разделом учебного курса, а потом перед каждым уроком их конкретизировать.
Стр.2
В номере: АБРИС ПРОБЛЕМЫ Л. К. Нефёдова Философско-антропологический смысл самоопределения обучающегося в образовательном процессе Е. А. Тюгашев Дилемма социоцентризма и культуроцентризма в интерпретации феномена философии: антропологический аргумент А. В. Молокова Обучение школьным учебным предметам в условиях информатизации образовательного процесса С. С. Хапаева, Н. С. Матвеева, А. Н. Хаулин Проектное управление в технологическом образовании Т. Ю. Богачева Онлайн-угрозы и меры предосторожности детского суицида, вызванного Интернетактивностью в РФ Т. В. Смолеусова Концепция развития российского математического образования: проблемы и преемственность реализации В НАУЧНОМ ПОИСКЕ Ю. А. Сауров, В. Я. Синенко Типичные методологические ошибки при обучении физике А. П. Сорокин, Ю. А. Сауров Решение экспериментальных задач в соответствии с научным методом познания С. М. Рябцев, М. С. Гончарова Влияние мотивации освоения здоровьесберегающих компетенций на состояние здоровья и развитие физических качеств школьников старших классов Н. В. Силкина, О. С. Силкина Понятие «художественный образ» как фактор формирования самосознания в юношеском возрасте Н. Ю. Синягина Жестокость родителей как фактор социальной дезадаптации ребенка Е. Н. Коржевская Формирование индивидуальной педагогической техники средствами музыкальной культуры А. В. Бабаян, Е. Н. Коржевская Импровизация как компонент педагогической техники 32 40 43 50 55 60 64 5 10 14 21 24 27 И. А. Маврина, О. В. Морозова, М. В. Иващенко Исследование социальной активности молодежи моногорода Западной Сибири ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Л. Н. Щербатых, В. Н. Карташова Принципы формирования гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников в обучении иностранному языку Е. А. Исаев, Л. Н. Щербатых Компетентностный подход к формированию гуманитарной культуры будущих учителей иностранного языка А. Е. Бурова, Е. Г. Котова Метапредметные результаты в проектной деятельности при обучении английскому языку И. В. Гуркова Организация эффективной работы со словарем синонимов и антонимов в начальной школе ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ О. В. Григоренко, И. Б. Шмигирилова Реализация принципов прочности усвоения знаний в обучении математике в школе Е. В. Погребняк Система педагогических условий развития культуры мышления младшего школьника О. А. Вайсерман, Н. Е. Молитвина Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха И. М. Михно, Ю. А. Андросова Профориентация и формирование навыков будущего средствами урока технологии Н. А. Шкурупий, Т. Г. Меньшикова, Н. В. Браткова Особенности мониторинга и оценки результатов воспитания младших школьников М. К. Романченко, А. М. Романченко, О. Г. Пахневская Традиции и инновации в формировании и развитии конкурентоспособной личности ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательной среде Библиографический обзор Подготовила Е. С. Карамнова Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО 123 126 95 101 105 109 116 120 75 83 89 93 68
Стр.3
Contents PROBLEM OUTLINE L. K. Nefedova Philosophical-anthropological Meaning of Self-determination of the Learner in the Educational Process E. A. Tyugashev The Dilemma of Sociocentrism and Culturocentrism in the Interpretation of the Phenomenon of Philosophy: an Anthropological Argument A. V. Molokova Teaching of School Subjects in Conditions of Informatization of the Educational Process S. S. Khapaeva, N. S. Matveeva, A. N. Khaulin Project Management in Technological Education Т. Yu. Bogacheva Internet Security for Children and Analysis of Child Suicide Prevention by the means of Internet throughout Russian Federation T. V. Smoleusova Conception of Russian Mathematics Study Development: Problems and Continuity of its Realization RESEARCH QUEST Y. A. Saurov, V. Ya. Sinenko Typical Methodological Mistakes in Teaching Physics A. P. Sorokin, Y. A. Saurov Organization of Physical Thinking when Solving Experimental Tasks S. M. Ryabtsev, M. S. Goncharova The Influence of Formedness of Health Saving Competences on the Health and Development of Physical Qualities of Pupils of the Senior Classes N. V. Silkina, O. S. Silkina Emotional Perception of Artistic Image as a Factor of Self-consciousness Formation of Teenagers N. Yu. Sinyagina Parental Cruelty as a Factor of Social Maladjustment of a Child E. N. Korzhevskaya Formation of the Individual Pedagogical Technology by Musical Culture Means A. V. Babayan, E. N. Korzhevskaya Improvisation as a Component of Pedagogical Techniques I. A. Mavrina, O. V. Morozova, M. V. Ivashchenko Topical Issues of Social Activity of youth in a Single-industry city Western Siberia 32 40 43 50 55 60 64 68 5 10 14 21 24 27 LANGUAGE EDUCATION L. N. Shcherbatykh, V. N. Cartashova Principles of the Formation of Humanitarian Culture in Linguistically Gifted School Students in the Course of Teaching a Foreign Language E. A. Isaev, L. N. Shcherbatykh Competence Approach to the Formation of Humanitarian Culture of the Future Teachers of a Foreign Language A. E. Burova, E. G. Kotova Achievement of Meta-subject Outcomes Through Project Method and Cooperative Learning Through English Classes I. V. Gurkova Effective Ways to Practice Synonyms and Antonyms Dictionary in Primary School TEACHERS’ COUNCIL BY CORRESPONDENCE O. V. Grigorenko, I. B. Shmigirilova The Organization of Summarized Review in the Competent Teaching of Mathematics in the Secondary School E. V. Pogrebnyak The System of Pedagogical Conditions for the Development of the Principles of Thinking of the Primary Schoolchild O. A. Vaiserman, N. E. Molitvina Emotional Sphere Development in Children with Hearing Impairment I. M. Mikhno, Y. A. Androsova Vocational Guidance and Formation of Future Skills Through Technology Lessons N. A. Shkurupiy, N. V. Bratkova, T. G. Menshikova Peculiar Features of Monitoring and Assessment of Personal Development Results of Primary Schoolchildren O. G. Pakhnevskaya, A. M. Romanchenko, M. K. Romanchenko Traditions and Innovations in the Formation and Development of Competitive Personality BOOKS AND JOURNALS REVIEW Occupational Standards of a Teacher Bibliographical Review Compiled by E. S. Karamnova New Arrivals into the Library of the Novosibirsk Teachers’ Upgrading and Retraining Institute Compiled by T. P. Stasenko 95 101 105 109 116 120 123 126 75 83 89 93
Стр.4