Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
уЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫй РЕДАКТОР
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
РЕДАКЦИОННЫй СОВЕТ:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
кадровой политики Министерства образования, науки
и инновационной политики Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
Е.
В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института ЮФУ, заслуж.
учитель РФ, г. Ростов-на-Дону
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
М. Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
США
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛьСТВА:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.06.17. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 14,88. Заказ № 8. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017
Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. Петер, канд. филос. наук, директор института им. Гёте,
г. Новосибирск
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра исследований
инновационной деятельности в профессиональном
образовании КРИРПО, г. Кемерово
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
почетный работник
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Проблема целеполагания
в поурочном планировании
На протяжении многих лет в работе учителей
сложилась практика отражения в поурочных планах
целей по формированию знаний и навыков, а также
целей по развитию детей и их воспитанию. В практике
эти цели называют обучающими, развивающими и
воспитательными.
Отношение к процессу формулировки этих целей и
вытекающих из них задач неоднозначное. Некоторые
учителя утверждают, что ставить эти цели неправомерно,
так как за один урок достичь их невозможно.
Все зависит от того, каково содержание и объем этих
целей.
Если, к примеру, обучающие цели на данный урок сформулированы как «познакомить с фундаментальными
законами естествознания» или «научить решать задачи по механике», а тем более
«сформировать у детей правильное представление о роли политиков 19 века в классовом противостоянии»,
то ясно, что за один урок эти цели достичь невозможно. А уж если говорить о развивающих
целях и воспитательных, то планировать за один урок такие цели, как «воспитание патриотизма» или
«развитие творческих способностей учащихся» просто нереально.
Другое дело, когда обучающие цели формулируются конкретно, «выделенной порцией» (к примеру,
«научить определять цену деления измерительного прибора» или «сформировать у учащихся
правильный подход к структуре определения понятия «масса тела»»). Патриотические чувства
можно формировать, показывая роль М. В. Ломоносова (как и других наших отечественных ученых)
в развитии наук, когда изучается тот или иной раздел школьного учебного курса. Особенно важно
ставить конкретные воспитательные цели при изучении истории, литературы, географии. Наконец,
когда учебно-воспитательный процесс организовывается по гносеологическому принципу (когда
учащиеся выступают в роли исследователей, «открывателей» нового), то здесь представляется широкое
поле для развития поисковых, творческих способностей. Но и в этом случае на первом этапе
следует научить детей видеть противоречие между тем, что сейчас наблюдают и не могут объяснить
с позиций имеющихся знаний. Таким образом, двигаясь в учебно-воспитательном процессе по
этапам научного познания, мы будем развивать творческие исследовательские навыки детей (от начального
этапа познания к следующему этапу). При этом важно иметь в виду следующее: дети должны
четко представлять, что значит противоречие в науке, что означает группа фактов, на которую
мы опираемся в своем исследовании, что означают такие понятия, как «догадки» и «гипотеза», что
значит «проверка гипотезы» и т. д.
Когда от детей эти гносеологические аспекты не закрыты, а входят в обиход их учебной деятельности,
эффективность процесса познания значительно возрастает. При этом значительно возрастают
как интерес к предмету, так и уровень самостоятельности детей, знания становятся более осознанными
и прочными.
Другими словами, все три группы целей, которые мы ставили перед собой, в этом случае решаются
комплексно.
Ставить перед каждым уроком конкретные учебно-воспитательные цели необходимо. Даже потому,
что «бесцельной» деятельности не бывает. Но они по объему и форме должны быть такими, чтобы
можно было в конце урока увидеть результаты своей педагогической деятельности.
Другое дело, когда мы можем ставить более глобальные цели перед целым разделом учебного
курса, а потом перед каждым уроком их конкретизировать.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
Л. К. Нефёдова
Философско-антропологический
смысл самоопределения обучающегося
в образовательном процессе
Е. А. Тюгашев
Дилемма социоцентризма и культуроцентризма
в интерпретации феномена философии:
антропологический аргумент
А. В. Молокова
Обучение школьным учебным предметам
в условиях информатизации образовательного
процесса
С. С. Хапаева, Н. С. Матвеева, А. Н. Хаулин
Проектное управление в технологическом
образовании
Т. Ю. Богачева
Онлайн-угрозы и меры предосторожности
детского суицида, вызванного Интернетактивностью
в РФ
Т. В. Смолеусова
Концепция развития российского
математического образования:
проблемы и преемственность реализации
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Ю. А. Сауров, В. Я. Синенко
Типичные методологические ошибки
при обучении физике
А. П. Сорокин, Ю. А. Сауров
Решение экспериментальных задач
в соответствии с научным методом познания
С. М. Рябцев, М. С. Гончарова
Влияние мотивации освоения
здоровьесберегающих компетенций
на состояние здоровья и развитие физических
качеств школьников старших классов
Н. В. Силкина, О. С. Силкина
Понятие «художественный образ»
как фактор формирования самосознания
в юношеском возрасте
Н. Ю. Синягина
Жестокость родителей как фактор
социальной дезадаптации ребенка
Е. Н. Коржевская
Формирование индивидуальной педагогической
техники средствами музыкальной культуры
А. В. Бабаян, Е. Н. Коржевская
Импровизация как компонент педагогической
техники
32
40
43
50
55
60
64
5
10
14
21
24
27
И. А. Маврина, О. В. Морозова, М. В. Иващенко
Исследование социальной активности
молодежи моногорода Западной Сибири
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Л. Н. Щербатых, В. Н. Карташова
Принципы формирования гуманитарной
культуры лингвистически одаренных
школьников в обучении иностранному языку
Е. А. Исаев, Л. Н. Щербатых
Компетентностный подход к формированию
гуманитарной культуры будущих учителей
иностранного языка
А. Е. Бурова, Е. Г. Котова
Метапредметные результаты в проектной
деятельности при обучении английскому языку
И. В. Гуркова
Организация эффективной работы
со словарем синонимов и антонимов
в начальной школе
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
О. В. Григоренко, И. Б. Шмигирилова
Реализация принципов прочности усвоения
знаний в обучении математике в школе
Е. В. Погребняк
Система педагогических условий развития
культуры мышления младшего школьника
О. А. Вайсерман, Н. Е. Молитвина
Развитие эмоциональной сферы у детей
с нарушением слуха
И. М. Михно, Ю. А. Андросова
Профориентация и формирование навыков
будущего средствами урока технологии
Н. А. Шкурупий, Т. Г. Меньшикова,
Н. В. Браткова
Особенности мониторинга и оценки
результатов воспитания младших школьников
М. К. Романченко, А. М. Романченко,
О. Г. Пахневская
Традиции и инновации в формировании
и развитии конкурентоспособной личности
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Медиация как способ разрешения конфликтов
в образовательной среде
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
123
126
95
101
105
109
116
120
75
83
89
93
68
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
L. K. Nefedova
Philosophical-anthropological Meaning of Self-determination
of the Learner in the Educational
Process
E. A. Tyugashev
The Dilemma of Sociocentrism and Culturocentrism
in the Interpretation of the Phenomenon of
Philosophy: an Anthropological Argument
A. V. Molokova
Teaching of School Subjects in Conditions of Informatization
of the Educational Process
S. S. Khapaeva, N. S. Matveeva, A. N. Khaulin
Project Management in Technological Education
Т. Yu. Bogacheva
Internet Security for Children and Analysis of
Child Suicide Prevention by the means of Internet
throughout Russian Federation
T. V. Smoleusova
Conception of Russian Mathematics Study Development:
Problems and Continuity of its Realization
RESEARCH QUEST
Y. A. Saurov, V. Ya. Sinenko
Typical Methodological Mistakes in Teaching
Physics
A. P. Sorokin, Y. A. Saurov
Organization of Physical Thinking when Solving
Experimental Tasks
S. M. Ryabtsev, M. S. Goncharova
The Influence of Formedness of Health Saving
Competences on the Health and Development of
Physical Qualities of Pupils of the Senior Classes
N. V. Silkina, O. S. Silkina
Emotional Perception of Artistic Image as a Factor
of Self-consciousness Formation of Teenagers
N. Yu. Sinyagina
Parental Cruelty as a Factor of Social
Maladjustment of a Child
E. N. Korzhevskaya
Formation of the Individual Pedagogical Technology
by Musical Culture Means
A. V. Babayan, E. N. Korzhevskaya
Improvisation as a Component of Pedagogical
Techniques
I. A. Mavrina, O. V. Morozova, M. V. Ivashchenko
Topical Issues of Social Activity of youth in a Single-industry
city Western Siberia
32
40
43
50
55
60
64
68
5
10
14
21
24
27
LANGUAGE EDUCATION
L. N. Shcherbatykh, V. N. Cartashova
Principles of the Formation of Humanitarian Culture
in Linguistically Gifted School Students in the
Course of Teaching a Foreign Language
E. A. Isaev, L. N. Shcherbatykh
Competence Approach to the Formation of Humanitarian
Culture of the Future Teachers of a Foreign
Language
A. E. Burova, E. G. Kotova
Achievement of Meta-subject Outcomes Through
Project Method and Cooperative Learning Through
English Classes
I. V. Gurkova
Effective Ways to Practice Synonyms and Antonyms
Dictionary in Primary School
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
O. V. Grigorenko, I. B. Shmigirilova
The Organization of Summarized Review
in the Competent Teaching of Mathematics
in the Secondary School
E. V. Pogrebnyak
The System of Pedagogical Conditions for the Development
of the Principles of Thinking of the Primary
Schoolchild
O. A. Vaiserman, N. E. Molitvina
Emotional Sphere Development in Children with
Hearing Impairment
I. M. Mikhno, Y. A. Androsova
Vocational Guidance and Formation of Future Skills
Through Technology Lessons
N. A. Shkurupiy, N. V. Bratkova, T. G. Menshikova
Peculiar Features of Monitoring and Assessment of
Personal Development Results of Primary Schoolchildren
O.
G. Pakhnevskaya, A. M. Romanchenko,
M. K. Romanchenko
Traditions and Innovations in the Formation and
Development of Competitive Personality
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
Occupational Standards of a Teacher
Bibliographical Review
Compiled by E. S. Karamnova
New Arrivals into the Library of the Novosibirsk
Teachers’ Upgrading and Retraining Institute
Compiled by T. P. Stasenko
95
101
105
109
116
120
123
126
75
83
89
93
Стр.4