32 ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Способы воспитательного влияния и риски их реализации Н.А.Лызь Аннотация. <...> В статье охарактеризованы три группы воспитательных влияний: прямое воздействие, опосредованное влияние через организацию деятельности воспитанника, контекстное влияние через управляемые факторы воспитательной среды. <...> Показано, что в настоящее время повышается значимость контекстных способов влияния и растут риски выбора оптимальных воспитательных действий и риски предоставления ребенку свободы в современной социальной и информационной среде. <...> Методы воспитания, педагогическое влияние, развитие личности, социализация в информационной среде. <...> Как правило, они базируются на вере в определенную природу человека, его сущность, возможности и роль в обществе [1]. <...> В современной отечественной педагогике каждый подход к воспитанию пользуется своими категориальными координатами, но «все они едины в гуманистическом взгляде на человека и в признании значения его совершенствования» [2, с. <...> Согласно гуманистическим идеям, миссия воспитания состоит в том, чтобы помочь молодым людям духовно состояться, обрести истинные ценности и смыслы жизни, найти адекватные формы социализации, адаптации, культурной идентификации и самореализации [3]. <...> Ученые признают, что в процессуальном плане воспитание — сложный и многогранный процесс, имеющий диалогический, бытийственный, смыслопорождающий характер [4; 5]. <...> С целью систематизации научных представлений и целостного описания содержательных и процессуальных характеристик воспитания выделяются различные модели (традиционная, социально-адаптирующая, педоцентрическая, диалоговая, социокультурная [6]), подходы (формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический [2]), стратегии воспитания (социализирующая, акмеологическая, культурологическая, экзистенциальная <...>