98 ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ Развитие воспитанников А.С.Макаренко в контексте гуманитарного подхода процесс развития индивидуальности воспитанников и их социализации в условиях педагогически организованной развивающей среды макаренковских учреждений, ядром которых выступает воспитательный коллектив педагогов и воспитанников; выявляются особенности организации производственного труда в коммуне им. <...> Дзержинского на основе профессиогенетического подхода и роль производственного коллектива в гуманном воспитании через опосредованное педагогическое влияние; раскрывается единство общеобразовательной, профессиональной и культурно-образовательной подготовки воспитанников. <...> Развитие личности, профессиогенетический подход, развивающая среда, производственный труд как средство социализации воспитанников. <...> Говоря о воспитании в коллективе Макаренко, многие педагоги представляют этот процесс как модификацию человеческого поведения с целью достижения как можно большего его соответствия стандартам и нормам советского общества, идеальным для которого является «функциональный человек» — the послушный исполнитель конкретной социальной роли с конформистским сознанием. <...> Виттиг считает, что макаренковская система воспитания ведет к деградации человека, к превращению его в носителя определенной функции [1]. <...> Боуэн, для Макаренко «…индивидуальность личности была помехой в достижении идеалов коммунистического государства, поэтому он сосредоточил усилия на создании теории организации коллектива» [2]. <...> Но среди западных ученых были и те, кто признавал, что А.С.Макаренко решил проблему личного и коллективного. <...> Зюнкелю, в системе Макаренко воспитанник не объект, а субъект воспитания, «дифференцированное производство у него дает возможность» развитию личных склонностей, характерных черт воспитанников [4]. <...> Многолетняя практика А.С.Макаренко показала высокое «качество» развития его воспитанников <...>