Проблемы экономики, № 1, 2016 Девлет-Гельды Г.К., кандидат экономических наук, доцент Московского государственного технического университета им. <...> Н.Э.Баумана БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В статье рассматриваются сущность бенчмаркинга, его возникновение, развитие, опыт использования российскими компаниями. <...> BENCHMARKING AS A TOOL FOR COMPETITIVE DEVELOPMENT OF MODERN ENTERPRISES The article deals with the essence of benchmarking, its origin, evolution and experience with Russian companies. <...> В современном мире каждое предприятие, участвуя в гонке на выживание и победу в конкурентной борьбе, ставит перед собой конкретные цели: избежание банкротства и крупных финансовых рисков, сохранение позиций на рынке, расширение рыночного сегмента, увеличение рыночной стоимости компании, достижение мировых стандартов и т.д. <...> На протяжении последних пятидесяти лет одним из лучших способов достижения поставленных целей является бенчмаркинг. <...> Иначе говоря, benchmark – это то, что выступает как указатель или стандарт для сравнения с другими объектами. <...> Как экономическое понятие термин бенчмаркинг впервые стал использоваться в США, в Институте стратегического планирования Кембриджа, в 1972г. <...> Его стали рассматривать «как способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе» [1], «как постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуги, опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях» [2], «как искусство нахождения или выявления того, что другие делают лучше всех, с последующим изучением, усовершенствованием и применением чужих методов работы» [3], «как заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний» [4]. <...> Строго говоря, заимствование чужого опыта, знаний, идей, приобретаемых как законным путем (например, получение будущим светилом российской науки Ломоносовым <...>