УДК 621.436 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДИЗЕЛЕЙ ПРИ ОСТАНОВКАХ И СТОЯНКАХ ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Д. А. <...> Уханов, доктор техн. наук, профессор; А. П. Уханов, доктор техн. наук, профессор ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, т. <...> 628517; email: dspgsha@mail.ru Проблема повышения эффективности работы поршневых транспортных дизелей на различных режимах характерна как для отечественных, так и зарубежных производителей. <...> Несмотря на разнообразные технические приемы и разработки вопросы улучшения показателей дизелей на типовом режиме самостоятельного холостого хода (РСХХ) при остановках и стоянках тягово-транспортных средств остаются до конца не решенными. <...> Одним из технических решений данной проблемы является перевод работы дизелей на динамический РСХХ, осуществляемый с помощью малогабаритных систем автоматического управления топливоподачей. <...> Теоретически обоснован закон распределения индикаторной работы в цикле динамического РСХХ по тактам разгона и тактам свободного выбега. <...> Результаты экспериментальных исследований показывают, что при работе дизеля 4Ч 11/12,5 на динамическом РСХХ часовой расход топлива и содержание оксидов углерода в отработавших газах снижаются соответственно на 29 % и на 22 % по сравнению с работой двигателя на типовом РСХХ при одинаковой угловой скорости коленчатого вала. <...> Ключевые слова: тягово-транспортное средство, дизель, режим самостоятельного холостого хода, цикл динамического режима, системы автоматического управления, показатели. <...> Поршневые дизельные ДВС в составе тягово-транспортного средства работают в широком диапазоне нагрузочных и скоростных режимов. <...> При работе на нагрузочных режимах в области повышенных частот вращения коленчатого вала (к. в.) мощностные, топливно-экономические, экологические и другие показатели двигателя близки к оптимальным. <...> Однако на безнагрузочных режимах, каковым является типовой режим самостоятельного холостого хода (РСХХ), и особенно при работе <...>