Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЕжкова Нина Сергеевна
ИздательствоТГПУ им. Л.Н.Толстого
Страниц135
ID368313
АннотацияВ монографии представлены результаты научного анализа проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Раскрываются концепции, особенности, направления эмоционального развитии детей 3–6 лет. Описываются особенности педагогической поддержки эмоционального развития детей в следующих направлениях: развитие кратких эмоциональных реакций, экспрессии, представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики, эмпатии. Издание адресовано научным работникам в области педагогики дошкольного детства, студентам педагогических вузов и колледжей, практическим работникам дошкольных организаций.
ISBN978-5-87954-932-4
ББК74.100.5
Ежкова, Н.С. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова .— : ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2015 .— 135 с. — ISBN 978-5-87954-932-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/368313 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» Н. С. Ежкова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Монография Тула Издательство ТГПУ им. <...> Е40 Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста: Моногр. <...> ISBN 978-5-87954-932-4 В монографии представлены результаты научного анализа проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. <...> Описываются особенности педагогической поддержки эмоционального развития детей в следующих направлениях: развитие кратких эмоциональных реакций, экспрессии, представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики, эмпатии. <...> Издание адресовано научным работникам в области педагогики дошкольного детства, студентам педагогических вузов и колледжей, практическим работникам дошкольных организаций. <...> Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: особенности и содержание. <...> Психологи, психофизиологи относят эмоциональность ребёнка к природнозаданной возрастной ценности. <...> При первом впечатлении эмоции в силу неожиданности и быстроты протекания действительно могут показаться недоступными управлению со стороны взрослых, мало поддающимися педагогическому руководству с целью обогащения эмоциональных проявлений детей. <...> Эмоциональная сфера наряду с другими сферами личности должна проходить в дошкольном возрасте путь культурного развития. <...> В приложении содержится апробированный методический материал, использование которого позволит успешно осуществлять работу по развитию экспрессии, эмпатии, представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики у детей 3–6 лет. <...> Начнем с раскрытия понятия «эмоциональная сфера» и научного анализа источников ее развития, без чего невозможно подойти к разработке педагогических основ управления процессом эмоционального развития, путей реализации в образовательной работе с детьми. <...> В работах Е. И. Ильина, В. М. Смирнова, А. И. Трохачёва и других <...>
Педагогическая_поддержка_эмоционального_развития_детей_дошкольного_возраста.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Н. С. Ежкова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Монография Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2015
Стр.1
ББК 74.100.5 Е40 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Э. В. Зауторова (Вологодский институт права и экономики ФСИН России); кандидат педагогических наук, доцент И. В. Чумакова (ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области») Ежкова, Н. С. Е40 Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста: Моногр. / Н. С. Ежкова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – 134 с. ISBN 978-5-87954-932-4 В монографии представлены результаты научного анализа проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Раскрываются концепции, особенности, направления эмоционального развитии детей 3–6 лет. Описываются особенности педагогической поддержки эмоционального развития детей в следующих направлениях: развитие кратких эмоциональных реакций, экспрессии, представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики, эмпатии. Издание адресовано научным работникам в области педагогики дошкольного детства, студентам педагогических вузов и колледжей, практическим работникам дошкольных организаций. ББК 74.100.5 Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-16-71015) ISBN 978-5-87954-932-4 © Н. С. Ежкова, 2015 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ К читателям..................................................................................................4 Глава 1. Концептуально-теоретические основы эмоционального развития детей..............................................................................................7 1.1. Эмоции и эмоциональное развитие: содержательно-концептуальный анализ....................................................7 1.2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: особенности и содержание....................................................................... 19 Глава 2. Педагогическая поддержка эмоционального развития дошкольников............................................................................................30 2.1. Характеристика направлений эмоционального развития дошкольников .............................................. 30 2.2. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей: теоретико-методические основы............................................................. 38 2.3. Результаты экспериментального исследования эмоционального развития дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций...................... .50 Заключение.................................................................................................68 Литература..................................................................................................69 Приложения................................................................................................76 3
Стр.3
К ЧИТАТЕЛЯМ Постоянно сменяющиеся переживания, каждодневные всплески эмоции – без них невозможно представить жизнь детей дошкольного возраста. Психологи, психофизиологи относят эмоциональность ребёнка к природнозаданной возрастной ценности. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Они являются непременным спутником детской деятельности. Опыт аффективных проявлений и эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки. Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна и этой красотой и грацией своей детство обязано, той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» [37 , с. 56]. Выступая ярко выраженным феноменом внутренней жизни человека, казалось бы, недоступным научному познанию, эмоции являлись предметом исследования целого ряда наук и сегодня существует различные концепции эмоционального развития: биологизаторская, интроспективная, психоаналитическая, дифференциальная, когнитивная и другие. Общепризнанно, что закладывая основы эмоциональной культуры можно достигать позитивных изменений в личностном развитии детей, процессе их социализации. Так, понимание смысла различных эмоциональных состояний, владение экспрессивными средствами самовыражения позволяет детям выбирать социально-ценные способы поведения, самоутверждения в обществе, быть восприимчивыми, чувствительными к другим. Богатый запас эмоциональной стороны речи служит важнейшим средством проявления чувств, налаживания близких, доверительных отношений, и, наоборот, суженный эмоциональный словарь может являться причиной неприятия другими, что, в свою очередь, приводит к дефициту душевного тепла и внимания со стороны людей. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих ребёнку возможность окунуться в мир эмоционально окрашенной духовной жизни, уходят из повседневной досуговой деятельности совместные игры во дворах, сообща переживаемые общественные события. Все большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным 4
Стр.4
успехам и достижениям, использованию Интернет-ресурсов, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребёнку-дошкольнику эмоционально-чувственного познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей и как результат к симплификации их развития. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей. Частые проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, сорадоваться другим, причем не только среди подростков, но и детей дошкольного возраста, стали обычными явлениями. Исследования Г. Ф. Кумариной, В. В. Лебединского, А. С. Спиваковской и других убедительно показывают, что снижение многих показателей качества жизни современных детей прослеживается именно в сфере эмоционального самочувствия и эмоционального отношения к миру. На фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения, общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая поддержка эмоционального развития детей может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить в их личностном развитии, связанные со сложностями во взаимопонимании, общении, социализации в целом. Обедненная эмоциональная жизнь ребёнка, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы. С переходом на учебную деятельность во многом утрачивается сензитивность детей к аффективному развитию, эмоциональная восприимчивость и впечатлительность. Успешность эмоционального развития детей во многом зависит от качества педагогического управления этим процессом. Вместе с тем, как показывает экспериментальное изучение данного вопроса, далеко не всегда эмоциональная жизнь ребёнка находится в поле зрения педагогов дошкольных образовательных организаций и рассматривается в качестве объекта постоянной заботы и внимания. Нередко практические работники испытывают трудности в управлении этой сферой личности ребёнка, а порой вообще пускают её развитие на самотёк. При первом впечатлении эмоции в силу неожиданности и быстроты протекания действительно могут показаться недоступными управлению со стороны взрослых, мало поддающимися педагогическому руководству с целью обогащения эмоциональных проявлений детей. Эмоциональная сфера наряду с другими сферами личности должна проходить в дошкольном возрасте путь культурного развития. Специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир дошкольников, создание условий для разнохарактерных 5
Стр.5
эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, звуками, красками должны восприниматься в качестве важной составляющей педагогической деятельности. Своевременное и полноценное эмоциональное развитие – благодатная основа для выстраивания и проявления многоцветного, неповторимого и удивительно богатого внутреннего мира ребенка. Мира, который позволит увидеть прекрасное, удивительное и ценное вокруг, а во взрослой жизни позволит преодолеть неудачи, избавит от пессимистического взгляда на окружающее. Уместно вспомнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу» [104, с. 604] . Книга состоит из 2 глав: глава 1– Концептуально-теоретические основы эмоционального развития детей, глава 2 – Педагогическая поддержка эмоционального развития дошкольников. В приложении содержится апробированный методический материал, использование которого позволит успешно осуществлять работу по развитию экспрессии, эмпатии, представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики у детей 3–6 лет. Все представленные в книге материалы могут использоваться не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и в условиях семьи. 6
Стр.6
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Эмоции и эмоциональное развитие: содержательно-концептуальный анализ Эмоции и эмоциональное развитие рассматривались в разных напра ления. Подтверждением тому может служить методологическое разнообр вазие в понимании и механизмах проявления эмоций, что прослеживается уже в самих названиях концепций: эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина, «периферическая» теория У. Джеймса-Г. Ланге, психоаналитическая теория эмоций З.Фрейда, теория дифференциальных эмоций К. Изарта, когнитивная теория эмоций М. Арнольда-Р. Лазаруса, П. Сэловей. Их анализ позволяет очертить контуры к решению проблемы эмоционального развития, раскрыть концептуальные основы, необходимые педагогике для понимания природы эмоций, источников и условий их успешного развития. Начнем с раскрытия понятия «эмоциональная сфера» и научного анализа источников ее развития, без чего невозможно подойти к разработке педагогических основ управления процессом эмоционального развития, путей реализации в образовательной работе с детьми. Подтверждением тому может служить мысль С. Л. Рубинштейна, который отмечал: «Постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений – психических свойств человека – это значит найти путь для их формирования, воспитания» [92]. Эмоции (от лат. emovere, франц. – emotion) – возбуждать, волновать, переживание, душевное волнение. А. Н. Леонтьев относит эмоции к особому классу психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Являются сложным феноменом психической жизни человека. Это прослеживается уже при анализе определений этого понятия. К числу часто используемых, универсальных относится следующее определение – эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [88, с. 461]. В биологической теории эмоции рассматриваются как «согласованное течение центральных и периферических процессов», сочетание которых обуславливает различные типы эмоциональных выражений: смех, слезы, гнев, радость [7, с. 160]. В информационной теории, основателем которой был В. П. Симонов эмоции – отражение мозгом какой-либо актуальной потребности «вероятности ее удовлетворения» [96]. В теории дифференциальных эмоций 7
Стр.7
К. Изарда данное психическое явление раскрывается через свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями. П. М. Якобсон отмечает, что эмоции есть «своеобразная форма отражение действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру» [118, с. 24]. Несмотря на различия в трактовке понятия «эмоции», которые связаны, в основном, с контекстом, внутри которого они рассматривались, прослеживаются и общие черты. Эмоциям присущ кратковременный, субъективный характер протекания, связь с физиологическими и психическими процессами, регуляция и оценка действий, поступков, выражение отношения к миру. Эмоции образуют основную структурную единицу эмоциональной сферы личности, проявляющую себя через реагирование. Психологи, психофизиологи выделяют различные уровни эмоционального реагирования: импрессивный – внутреннее переживание, волнение, физиологический, связанный с нарушениями сердцебиения, потоотделения, изменением артериального давления и т. п., экспрессивный – внешние моторные проявления: мимические, пантомимические, жестикуляционные, речевые. В работах Е. И. Ильина, В. М. Смирнова, А. И. Трохачёва и других к основным видам эмоционального реагирования, относятся эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Качественные характеристики эмоций (их знак, модальность) находят отражение в эмоциональности – индивидуально-устойчивом свойстве личности, «способности испытывать эмоции» (А. Е. Ольшанникова). Эмоции выступают особым механизмом отражения индивидом объективной реальности, отличным от ощущений. «Ощущение и эмоции – два различных уровня (а также механизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий «телесный характер», эмоции – более сложный, соотносимый с понятием «психическое». Можно сказать так же, что ощущение – это отражение в психике «телесного», а эмоции – отражение «духовного» [48] . Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связана не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть, что эмоции не столько осознаются и осмысливаются, сколько переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний. Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, она обязательно включает определенную информацию о самом объекте, в чем и состоит предметность 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ