Безопасность Применение в летных тренажерах интерфейса SHEL (ИКАО) при анализе влияния человеческого фактора на безопасность полетов Е. А. Куклев, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой механики, директор Центра экспертизы Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) Ю. Ю. Михальчевский, канд. техн. наук, заведующий кафедрой управления воздушным движением, проректор по дополнительному профессиональному образованию и международным связям – директор авиационного учебного центра СПбГУ ГА А. Б. <...> Байрамов, канд. техн. наук, доцент кафедры механики СПбГУ ГА Важной проблемой в обеспечении безопасности полетов в сфере гражданской авиации является человеческий фактор. <...> Предложена схема анализа процессов смены дискретных состояний, характеризующих возможные сценарии авиационных происшествий, регистрируемых по интерфейсу SHEL при тренировках пилотов воздушных судов на тренажерах, при нарушении требований летных стандартов. <...> Используются модели исчисления рисков в высоконадежных системах на базе концепции безопасности полетов по ИКАО. <...> Г. М. Петухов, диспетчер управления движением воздушных судов функционирования таких эргатических систем, как «воздушное судно – экипаж», есть объективные трудности [1], поэтому в рекомендациях ИКАО особое внимание уделяется этапу повышения профессионального мастерства путем прохождения тренировок на летно-методических тренажерах различных типов [2, 3]. <...> Ввиду трудоемкости обработки результатов тренировок возникает необходимость в разработке технологий автоматизации баз данных и методов выявления значимости влияния различных факторов, включая человеческий фактор (ЧФ), на безопасность полетов. <...> Одна из трудностей состоит в сложности анализа мотивации поведения операторов и их психофизиологического состояния с учетом неопределенности изменения значений технических параметров системы и динамического процесса <...>