Безопасность Повышение безопасности движения поездов в метрополитене при неопределенности информации о функциональных отказах отдельных элементов транспортных средств е. а. куклев, докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой механики Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) ю. ю. михальчевский, проректор-директор авиационного учебного центра СПбГУ ГА м. ю. смуров, докт. техн. наук, профессор, ректор СПбГУ ГА Рассмотрены процессы смены дискретных состояний транспортной системы, возникающих при нарушении требований стандартов эксплуатации и ремонта, и представляющих угрозы безопасности эксплуатации систем городского транспорта — в частности, на метрополитене – в форме возможных катастрофических последствий. <...> Используются модели исчисления рисков в высоконадежных системах. управления ими для обеспечения безопасности движения регламентированы в известных эксплуатационных документах и отраслевых стандартах метрополитена и ОАО «РЖД» [1, 2]. <...> Тем не менее, маршрутки заезжают на пешеходные дорожки, автобусы иногда опрокидываются, а в московском метро произошла очень редкая авария с человеческими жертвами и повреждением вагонов поезда [3]. <...> Это свидетельствует о том, что возникла необходимость решения ряда вопросов, касающихся повышения безопасности заданных режимов движения и совершенствования процедур взаимодействия служб управления эксплуатацией транспортных средств, руководителей деятельностью транспортных, ремонтных компаний и др. <...> В ситуации [3], согласно предвариП тельным сведениям, остается неясным вопрос о том, почему при неисправности стрелки диспетчер движения не включил все красные светофоры? <...> № 4 (53) 2014 равила эксплуатации и ремонта городских транспортных средств и технологии Ввиду серьезности потенциальных последствий при редких событиях приходится создавать модели исчисления рисков возникновения аварий, катастроф <...>