Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика  / №2 2016

ПЛАТОНОВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОЭТИКЕ Э.Т.А. ГОФМАНА (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЛЛ «КАВАЛЕР ГЛЮК», «ДОН ЖУАН», «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК») (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКотариди
Страниц11
ID367553
АннотацияВ статье рассматриваются структурные характеристики романтических новелл Э.Т.А. Гофмана, напрямую восходящие к гносеологической модели неоплатонизма. Платоническая парадигма новелл обеспечивает универсальность и многозначность повествования.
Котариди, Ю.Г. ПЛАТОНОВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОЭТИКЕ Э.Т.А. ГОФМАНА (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЛЛ «КАВАЛЕР ГЛЮК», «ДОН ЖУАН», «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК») / Ю.Г. Котариди // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика .— 2016 .— №2 .— С. 53-63 .— URL: https://rucont.ru/efd/367553 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 Ю.Г. Котариди, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: а-a-s@yandeх.ru ПЛАТОНОВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОЭТИКЕ Э.Т. <...> (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЛЛ «КАВАЛЕР ГЛЮК», «ДОН ЖУАН», «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК») В статье рассматриваются структурные характеристики романтических новелл Э. <...> Платоническая парадигма новелл обеспечивает универсальность и многозначность повествования. <...> Ключевые слова: неоплатонизм, романтизм, Гофман, новеллы, гносеология The article considers structural characteristics of Romantic tales by E.T.A. <...> Идеалистическое учение Платона становится чрезвычайно востребованным в среде йенских романтиков после появления «Наукоучения» И.Г. Фихте и выхода классических переводов платоновских диалогов, осуществленных Ф. <...> Круг античных текстов, с которыми был знаком Гофман, вообще достаточно широк. <...> «Кавалер Глюк» Уже в самой первой, программной новелле «Кавалер Глюк» в царство грез и познать Истину способны лишь избранные: «Но лишь немногие, пробудясь от своей грезы, поднимаются вверх и, пройдя через царство грез, достигают истины. <...> Опираясь на теоретический опыт Шеллинга и Новалиса, писатель утверждает, что постижение истины высшего мира («Reich der Trдume») доступно не каждому, а лишь «боговдохновенному» энтузиасту. <...> 56 Образ крылатой Психеи5 , вообще чрезвычайно актуальный в романтической поэтике, отчетливо соотносится в новелле с архаической традицией изображения души, в которой она обычно представлялась «в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид»6 , в некоторых случаях напрямую отождествляясь с умершим. <...> Пещера – это мрак, мрачное ущелье, символ смертного чувственного космоса, в которой человек видит лишь только тени истинных вещей, не в силах преодолеть оковы собственного восприятия: «Когда я пребывал в царстве грез, меня терзали скорби и страхи без числа. <...> 57 типа: не только противопоставление повседневности и высшего <...>