ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт информационных и библиотечных технологий Кафедра технологии документальных коммуникаций О. Н. Морева БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД Практикум по направлению подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность» Профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования»; «Информационно-аналитическая деятельность»; «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Кемерово 2015 УДК 02(076) ББК 78.36я73 М79 Практикум подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность», профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». <...> М79 Библиотечный фонд [Текст] : практикум по направлению подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность», профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. <...> ISBN 978-5-8154-0320-8 Практикум содержит описание практических и семинарских занятий по курсу «Библиотечный фонд» и предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность», профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». <...> Н. (автор-составитель), 2015 © Кемеровский государственный институт культуры, 2015 2 ВВЕДЕНИЕ Документные фонды являются основной формой существования информационных ресурсов общества <...>
Библиотечный_фонд_практикум_.pdf
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт информационных и библиотечных технологий
Кафедра технологии документальных коммуникаций
О. Н. Морева
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД
Практикум по направлению подготовки
51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная
деятельность»
Профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение
школьного образования»;
«Информационно-аналитическая деятельность»;
«Технология автоматизированных
библиотечно-информационных систем»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Кемерово 2015
Стр.1
УДК 02(076)
ББК 78.36я73
М79
Практикум подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по
направлению подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная
деятельность», профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного
образования», «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология
автоматизированных библиотечно-информационных систем».
Утвержден на заседании кафедры технологии документальных
коммуникаций от 02.10.2015 года, протокол № 2.
Рекомендован к изданию на заседании учебно-методического совета
института информационных и библиотечных технологий КемГИК
от 09.10.2015 года, протокол № 2.
Морева, О. Н.
М79
Библиотечный фонд [Текст] : практикум по направлению подготовки
51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность»,
профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение
школьного образования», «Информационно-аналитическая деятельность»,
«Технология автоматизированных библиотечно-информационных
систем», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /
авт.-сост. О. Н. Морева ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово :
Кемеров. гос. ин-т культуры, 2015. – 72 с.
ISBN 978-5-8154-0320-8
Практикум содержит описание практических и семинарских занятий по курсу
«Библиотечный фонд» и предназначен для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность», профили:
«Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Информационно-аналитическая
деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных
систем», квалификация (степень) выпускника «бакалавр».
УДК 02(076)
ББК 78.36я73
ISBN 978-5-8154-0320-8 © Морева, О. Н. (автор-составитель), 2015
© Кемеровский государственный институт культуры, 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Документные фонды являются основной формой существования
информационных ресурсов общества благодаря их упорядоченности и
тщательному отбору документов в соответствии с заданным профилем.
Поэтому современная библиотечно-информационная деятельность включает
в себя технологии по их формированию – применительно к различным
задачам, разным видам документов, для удовлетворения информационных
потребностей различной направленности. В связи с этим курс «Библиотечный
фонд» относится к ведущим дисциплинам в профессиональной
подготовке бакалавров направления подготовки 51.03.06 (071900.62) «Библиотечно-информационная
деятельность».
Цель курса «Библиотечный фонд» – формирование у студентов готовности
к выполнению всех необходимых работ по созданию, развитию
и поддержанию документных фондов библиотек и иных информационных
организаций в работоспособном состоянии посредством:
- усвоения основных терминов и понятий, теоретических и технологических
основ формирования библиотечного фонда;
- выработки практических умений определять профиль библиотечного
фонда, проектировать его состав, структуру, анализировать его состояние
и использование;
- практического освоения технологических процессов формирования
библиотечного фонда.
В результате освоения дисциплины «Библиотечный фонд» у обучающихся
формируются следующие компетенции:
способность формировать документные фонды, базы и банки данных,
обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3);
владение методами качественной и количественной оценки работы
библиотеки (ПК-7);
способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов
общества (ПК-27);
наличие культуры мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
(ОК-1);
3
Стр.3
умение использовать нормативные правовые документы в своей
деятельности (ОК-5);
владение основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации, наличие навыков работы
с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
основные понятия библиотечного фондоведения, виды документных
фондов (ПК-3);
принципы и технологию формирования библиотечного фонда
(ПК-3);
сущность, назначение и требования к процессам формирования
библиотечного фонда (ПК-3);
показатели для оценки качества библиотечного фонда (ПК-7);
уметь:
формулировать профиль документного фонда с учетом особенностей
библиотеки, разрабатывать структуру и модели библиотечного
фонда (ПК-3; ОК-1);
осуществлять комплектование, учет, обработку, размещение и
хранение библиотечного фонда, организовывать работу с документами
различных видов (ПК-3);
использовать регламентирующие документы при осуществлении
процессов формирования документных фондов (ОК-5);
анализировать издательскую и книготорговую информацию с целью
отбора документов в библиотечный фонд (ПК-27);
оценивать качество и эффективность использования документных
фондов библиотек (ПК-7);
использовать в деятельности по формированию библиотечного
фонда современные программно-технические и лингвистические средства
(ОК-12);
владеть:
технологическими процессами формирования библиотечных фондов
(ПК-3);
4
Стр.4
методами выявления и анализа информации о документном рынке,
информационных ресурсов в помощь формированию библиотечных
фондов (ПК-27);
методиками расчета количественных показателей для оценки качества
библиотечного фонда и эффективности его использования (ПК-7).
Изучение курса осуществляется в 4–5-м семестрах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц,
216 часов. Для проведения групповых занятий со студентами очной
формы обучения рабочей программой предусмотрено 68 часов, включающих
8 практических работ и 2 семинарских занятия.
Целью практикума является управление учебной работой студентов
в процессе приобретения практических знаний и умений по формированию
библиотечного фонда.
Задачи данного практикума:
– определить содержание, форму, объем и порядок проведения
практических занятий по курсу «Библиотечный фонд»;
– обеспечить закрепление теоретических знаний в области формирования
библиотечных фондов;
– активизировать профессиональную направленность обучения студентов,
стимулировать их познавательный интерес к учебной деятельности
по моделированию и организации документных фондов в соответствии
с задачами библиотеки;
– развивать аналитические умения и творческий подход к решению
задач профессиональной деятельности;
– формировать у студентов навыки самоуправления и самоконтроля
учебной работы.
В ходе практических занятий по курсу «Библиотечный фонд» студенты
приобретают умения осуществлять технологические процессы
моделирования, комплектования, учета и технической обработки, а также
статистического анализа библиотечных фондов. Особое внимание
в практических заданиях уделяется не только воспроизводящим технологиям
обучения, но и творческо-эвристическим задачам, предусматривающим
самостоятельные наблюдения за функционированием реальных
документных фондов в библиотеках и проектирование нового, еще
не существующего фонда. Результаты наблюдений и индивидуальные раз5
Стр.5