7 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 37.035-057.875 ББК Ч448.00 ГСНТИ 02.15.61 Код ВАК 09.00.11, 13.00.08 Байлук Владимир Васильевич, доктор философских наук, профессор кафедры технологии социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, e-mail: nina5940@mail.ru. <...> СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, необходимость, свободный выбор, ответственность, долг, структура и функции ответственности, индивидуальная и социальная ответственности, ответственность как интегративное качество личности, воспитание и самовоспитание социальной ответственности, принципы, методы и технология самовоспитания социальной ответственности студентов. <...> Свобода человека предполагает истинное познание долга и реальную деятельность в соответствии с его знанием. <...> Ответственность как противоположность свободы – это готовность и способность личности добровольно познавать свой долг и регулировать его знанием свою деятельность, направленную на созидание благ себе и другим. <...> Тем самым ответственностью человека определяется гуманистическая направленность его жизнедеятельности. <...> Особенность ответственности как качества личности состоит в том, что она в системе ее качеств выступает как предельно интегральное качество. <...> Поэтому формирование ответственности и ее реализация возможны только посредством воспитания и самовоспитания всех других положительных качеств. <...> Решение вопроса о структуре ответственности зависит от выделения оснований структурирования. <...> С точки зрения внутренней структуры деятельности в ответственности следует выделять: 1) субъекта ответственности; 2) объекта; 3) инстанцию ответственности, которая играет роль контролера деятельности субъекта ответственности. <...> С точки зрения направленности деятельности субъекта следует выделять: индивидуальную и социальную ответственность. <...> Первая <...>