В. В. БЫЧКОВ Умозрения Павла Флоренского - венец православной эстетики Эстетика в системе православного мировоззрения прошла долгий исторический путь, пролегший через несколько культур, захвативший множество народов и почти 20 столетий. <...> Можно указать и на главные фигуры мыслителей, внесших наибольший вклад в дело формирования православного эстетического сознания. <...> Кое-кто из творцов православной (в широком вселенском смысле) эстетики жил вроде бы вне официальной сферы христианства, но объективно оказался среди ее созидателей. <...> Замыкает и венчает его крупнейший и последний отец православной церкви, выдающийся мыслитель X X века Павел Флоренский. <...> и представители религиозного ренессанса начала X X в., среди которых самой крупной фигурой был без сомнения П. А. Флоренский. <...> Это хорошо чувствовали и осознавали многие православные мыслители и особенно глубоко • Павел Флоренский. <...> Там красота - лишь оболочка, наиболее внешний из различных "продольных" слоев бытии; а тут - она не один иэ многих продольных слоев, а сила, пронизывающая все сдои поперек. <...> Красота как своеобразное "выявление того, что делается объективным", как фактор объективации, сущностно связана со светом, "ибо все являемое является именно светом", И эта являемостъ понимается Флоренским не столько в психофизиологическом (который в принципе не отрицается), сколько в онтологическом смысле, что автор подтверждает ссылками на апостола Павла. <...> Отличительная черта святых подвижников - совсем не их "доброта", которая бывает и у людей грешных, "а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, святоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная" 9 . <...> Знатоки и ценители истинной красоты - святые 263 подвижники выступают поэтому у Флоренского и главными судьями в оценке истинности духовной жизни, церковности. <...> Ибо критерием "правильности" этой жизни, считает он, является красота - "особая красота духовная, и она, неуловимая для логических <...>