Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640099)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

От добрых слов – к добрым делам. Часть 1. (290,00 руб.)

0   0
АвторыГайвас Ольга Владимировна, Урбанович Любовь Николаевна
ИздательствоСвиток
Страниц248
ID364397
АннотацияНастоящая книга – это сборник дидактических материалов, входящий в учебно-методическое пособие «От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале “Доброслова”». «Доброслов» предлагает материалы, которые позволяют раскрыть концепт таких нравственных понятий как благодарность, верность, добро, дружба, милосердие, честность, семья. Каждый раздел содержит словарные статьи, высказывания и афоризмы, пословицы и поговорки по теме. Особое внимание уделено смыслосодержанию базовых национальных ценностей на основе представленного в «Доброслове» разнообразного материала художественной литературы – поэзии, рассказов, сказок, притч. Издание адресовано учителям начальных классов для использования на уроках литературного чтения, основ религиозной культуры и светской этики, внеклассного чтения, а также воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования. Избирательно материалы могут быть использованы и учащимися при подготовке к урокам и внеклассным занятиям по духовно-нравственной проблематике.
ISBN978-5-906598-30-1
УДК373.3/5.034
ББК74.200.51
От добрых слов – к добрым делам. Часть 1. / О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович .— Смоленск : Свиток, 2016 .— 248 с. : ил. — ISBN 978-5-906598-30-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/364397 (дата обращения: 25.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гайвас, Л.Н. Урбанович ОТ ДОБРЫХ СЛОВ – К ДОБРЫМ ДЕЛАМ Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» Учебно-методическое пособие Часть 1. <...> Сборник дидактических материалов «Доброслов» Смоленск «Свиток» 2016 1 УДК 373.3/5.034 ББК 74.200.51 О 80 Допущено Областным экспертным советом в качестве учебно-методического пособия для педагогов общеобразовательных школ Опубликовано при финансовой поддержке Митрополита Смоленского и Рославльского Исидора Рецензенты: Зыбина Т.М., доктор педагогических наук, профессор Смоленской Православной Духовной Семинарии. <...> Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» : учебно-методическое пособие. <...> Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале “Доброслова”». <...> «Доброслов» предлагает материалы, которые позволяют раскрыть концепт таких нравственных понятий как благодарность, верность, добро, дружба, милосердие, честность, семья. <...> Первая часть – это сборник дидактических материалов «Доброслов», который структурирован на основе материала, раскрывающего такие нравственные понятия как благодарность, верность, добро, дружба, милосердие, семья, честность. <...> Каждая тема представлена в следующих рубриках: этимология слова, его духовное содержание, высказывания и афоризмы, связанные с данным понятием, пословицы и поговорки, раскрывающие глубинный смысл понятия, высказывания детей, статьи мыслителей, стихи, рассказы, притчи. <...> Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале “Доброслова”» – это методические материалы в помощь учителю. <...> Главная цель написания методических материалов – показать учителю, как можно использовать дидактический сборник «Доброслов» в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. <...> Каждая из них представлена следующими рубриками: толкование слова, его духовное содержание, высказывания и афоризмы, связанные <...>
От_добрых_слов_–_к_добрым_делам._Часть_1..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.12
Стр.15
Стр.16
Стр.17
От_добрых_слов_–_к_добрым_делам._Часть_1..pdf
Смоленская Православная Духовная Семинария О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович ОТ ДОБРЫХ СЛОВ – К ДОБРЫМ ДЕЛАМ Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» Учебно-методическое пособие Часть 1. Сборник дидактических материалов «Доброслов» Смоленск «Свиток» 2016 1
Стр.1
УДК 373.3/5.034 ББК 74.200.51 О 80 Допущено Областным экспертным советом в качестве учебно-методического пособия для педагогов общеобразовательных школ Опубликовано при финансовой поддержке Митрополита Смоленского и Рославльского Исидора Рецензенты: Зыбина Т.М., доктор педагогических наук, профессор Смоленской Православной Духовной Семинарии. Боброва Е.А., кандидат педагогических наук, начальник научно-исследовательского центра ГАУ ДПО СОИРО. О 80 Гайвас О.В., Урбанович Л.Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» : учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1. Сборник дидактических материалов «Доброслов» / О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович. – Смоленск : Свиток, 2016. – 248 с. ISBN 978-5-906598-30-1 Настоящая книга – это сборник дидактических материалов, входящий в учебно-методическое пособие «От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале “Доброслова”». «Доброслов» предлагает материалы, которые позволяют раскрыть концепт таких нравственных понятий как благодарность, верность, добро, дружба, милосердие, честность, семья. Каждый раздел содержит словарные статьи, высказывания и афоризмы, пословицы и поговорки по теме. Особое внимание уделено смыслосодержанию базовых национальных ценностей на основе представленного в «Доброслове» разнообразного материала художественной литературы – поэзии, рассказов, сказок, притч. Издание адресовано учителям начальных классов для использования на уроках литературного чтения, основ религиозной культуры и светской этики, внеклассного чтения, а также воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования. Избирательно материалы могут быть использованы и учащимися при подготовке к урокам и внеклассным занятиям по духовно-нравственной проблематике. ISBN 978-5-906598-30-1 © Гайвас О.В., 2016 © Урбанович Л.Н., 2016 © Смоленская Православная Духовная Семинария, 2016 © Оформление. «Свиток», 2016 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От авторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Благодарность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о благодарности. . . . . . . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о благодарности. . . . . . . . . . . . . . . . . Дети о благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Верность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о верности. . . . . . . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о верности. . . . . . . . . . . . . . . . . Дети о верности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о верности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о верности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о верности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о верности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Добро. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о добре. . . . . . . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о добре. . . . . . . . . . . . . . . . . Дети о добре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о добре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о добре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о добре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о добре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дружба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о дружбе. . . . . . . . . . . . . . . 3 5 7 12 12 15 15 16 17 18 21 25 38 41 41 43 44 45 46 46 48 50 63 65 65 67 71 73 73 75 78 89 104 106 106 106 109
Стр.3
Дети о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Милосердие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о милосердии. . . . . . . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о милосердии. . . . . . . . . . . . . . . . . Дети о милосердии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о милосердии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о милосердии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о милосердии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о милосердии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о семье. . . . . . . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о семье. . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывание детей о семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Честность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Толкование слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сокровищница духовной мудрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о честности. . . . . . . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о честности. . . . . . . . . . . . . . . . . Дети о честности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мыслители о честности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихи о честности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рассказы о честности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притчи о честности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 114 118 124 140 143 143 145 147 149 150 150 155 158 163 166 166 167 168 173 175 178 186 194 217 222 222 224 226 227 228 229 230 232 244 Использованная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 4
Стр.4
ОТ АВТОРОВ Сферой особой педагогической заботы является развивающийся человек, формирующаяся личность. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности – очень сложный и длительный процесс, который сегодня находится в зоне повышенного внимания со стороны государства и общества. Безусловно, эта проблема волновала человечество на протяжении всей истории, и новой ее не назовешь. Однако на каждом историческом этапе она вновь остро поднималась, и каждый раз требовала к себе самого пристального внимания с учетом современных реалий. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, укрепление физического и духовного здоровья. Главными характеристика, которыми должен обладать выпускник начальной школы являются: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Обращение к базовым национальным ценностям, осмысление их и приобщение к ним учащихся требует от педагогов особой подготовки и педагогического мастерства. Появление учебно-методического пособия «От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале “Доброслова”» вызвано насущной потребностью обеспечить учителя-практика дидактическими и методическими материалами, ориентированными на формирование духовно-нравственной личности школьника на уроке и во внеурочной деятельности. В соответствии с логикой изложения учебно-методическое пособие представлено в двух частях. Первая часть – это сборник дидактических материалов «Доброслов», который структурирован на основе материала, раскрывающего такие нравственные понятия как благодарность, верность, добро, дружба, милосердие, семья, честность. Каждая тема представлена в следующих рубриках: этимология слова, его духовное содержание, высказывания и афоризмы, связанные с данным понятием, пословицы и поговорки, раскрывающие глубинный смысл понятия, высказывания детей, статьи мыслителей, стихи, рассказы, притчи. Спецификой данных материалов является их практико ориентированный характер. Сборник дидактических материалов «Доброслов» может быть использован в урочной деятельности. Например, на уро5
Стр.5
ках литературного чтения. Этот предмет имеет неоспоримое преимущество для восприятия учащимися нравственных понятий, поэтому высока вероятность достижения воспитательных целей в образовательном процессе. Дидактический материал также может быть полезным и при подготовке учителя и учащихся к урокам русского языка, при написании эссе, сочинений-размышлений и пр. Особое внимание работе с нравственными и духовными понятиями в начальной школе уделяется в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Представленный в сборнике разнообразный материал позволит учителю с учетом своей мировоззренческой позиции, личных предпочтений и вкусов, особенностей класса подобрать для себя нужный учебный материал и для уроков по модулю «Светская этика», а, благодаря сокровищнице духовной мудрости, представляется возможным дополнить, расширить, разнообразить содержание уроков по модулю «Основы православной культуры». Работа с нравственными категориями и понятиями может быть продолжена и на внеклассном чтении, и на классном часе, и в беседах с детьми и родителями на духовно-нравственные темы. Вторая часть учебно-методического пособия «От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале “Доброслова”» – это методические материалы в помощь учителю. Они предназначены для организации и проведения урочной и внеурочной работы с учащимися, а также для работы с родителями на основе «Доброслова». Главная цель написания методических материалов – показать учителю, как можно использовать дидактический сборник «Доброслов» в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Надеемся, что настоящее издание может стать бесспорным помощником для учителя, позволяющим делать урок, внеурочную работу более убедительными в воспитательном плане и, конечно, интересными. Полагаем, что предложенные материалы будут полезными в проведении целенаправленной работы по формированию духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» в тесном сотрудничестве семьи и школы. А благодаря содержательному материалу и предложенным методическим рекомендациям будут получены ожидаемые практические результаты в деле воспитания младших школьников. 6
Стр.6
БЛАГОДАРНОСТЬ ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА Благо – благополучие, счастье, добро; то, что служит удовлетворению каких-либо человеческих потребностей, даёт материальный достаток; доставляет удовольствие; счастье, очень хорошо. Благодарить – выражать благодарность. В русском языке XI – XVII вв. известно благодарити, преблагодарити, возблагодарити, облагодарити, поблагодарити. Благодарность – чувство признательности за оказанное добро, внимание; слова, выражающие признательность; официальная положительная оценка чьего-либо труда, деятельности. Благодарный – чувствующий признательность; признательный кому-либо; выражающий признательность; позволяющий ожидать хороших результатов. Этимологический словарь современного русского языка Благодарность – благода́рность, -и 1. а) Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу и пр. б) Выражение такого чувства. 2. Официальная положительная оценка чьего-либо труда, чьей-либо деятельности как мера поощрения. 3. Вознаграждение, плата. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ефремовой Благодарность – чувство признательности за оказанное добро. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова Благодарность – чувство признательности за сделанное добро. «За добро добром и платят», «Добро добром покрывают». Благодарность не есть простое признание чужого благодеяния. Испытывать благодарность — значит радоваться не только полученному дару, но и доброте дарящего (И.А. Ильин). Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость. Кто не любит 12
Стр.12
• Креативность. Находите различные способы выразить свою благодарность. Будьте изобретательны! • Отказ от самолюбования. Нарциссизм и благодарность несовместимы; проделывая работу по сознательному отказу от самолюбования, человек приближается к обретению благодарности. • Интерес к окружающему миру. Именно интерес помогает человеку быть благодарным жизни – за каждый прожитый день. • Семейные отношения. Не забывайте и не стесняйтесь проявлять благодарность по отношению к близким людям – это важно для обретения возможности быть благодарным. СОКРОВИЩНИЦА ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Фесс. 5:18) Слабым беспомощным ребёнком родился я в мир, но Твой Ангел простёр светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего Промысла явлены с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного. Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый вздох грусти моей. Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, вовеки. Митрополит Трифон Туркестанов. Акафист «Слава Богу за все» ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О БЛАГОДАРНОСТИ • Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблаго дарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, что оказывали тебе одолжения. Сенека 15
Стр.15
• Требовать благодарности за каждое из своих благо деяний — значит только торговать ими. П. Декарт • Берегись также, чтобы люди, заметив твоё непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность. Сократ • Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем. Д. Дефо • Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливыми, а потомки скажут по обыкновению: прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней. А.П. Чехов • Не всякий, кто платит долги благодарности, имеет право считать себя на этом основании благодарным человеком. Ф. де Ларошфуко • Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей. М.Т. Цицерон • Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает. Г. Бичер ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О БЛАГОДАРНОСТИ • Поклониться – голова не отломится. • Что посеешь, то и пожнёшь. • Цени по заслугам, а не по услугам. • Доброму слову и кошка рада. • От учтивых слов язык не отсохнет. 16
Стр.16
• Где слова привета, там улыбка для ответа. • Ласковое слово слаще мёда. • Чем быть недовольным тем, что дали, лучше крепче держи! • Какими глазами ты смотришь, такими смотрят и на тебя. • Долг платежом красен. • Каков голосок, таков и отголосок. • Благодарность – малейшая из добродетелей, неблагодарность – худший из пороков. • Достойный человек век помнит добро, недостойный человек через день забывает его. ДЕТИ О БЛАГОДАРНОСТИ • Благодарность – это умение «дарить благо». Елизавета С. • Многие считают, что благодарность, когда тебе что-нибудь дают. Например, конфетку. Но я считаю, что благодарность нужно заслужить. Я благодарю маму и папу за то, что родилась. А родным, что меня не забывают. Лилия Т. • «Спасибо»… Вроде обычное тихое слово, которое (многим кажется) вошло в привычку. Но как много оно значит, как теплее становится на душе, когда ты произносишь или слышишь это слово благодарности. Илья Г. • Благодарность… Это чувство к родителям. Я всегда говорил, говорю и буду говорить им «спасибо» за то, что я появился на свет. Константин У. • Благодарность – это умение дарить людям добро, понимание, тепло просто так. Это твоё огромное желание. Анна Р. • Благодарность – это светлое чувство человека. Данила П. • Благодарность – это умение дарить ближнему радость, добро, как самому себе, испытывая при этом счастье и удовольствие. Максим П. 17
Стр.17