Э. Б. Шохина аспирант РАО ПИ, педагог-психолог ГБОУ СОШ №2001 г. Москва Самопознание и его роль в формировании самостоятельности старших подростков Целью является рассмотрение необходимости психологического сопровождения процесса самопознания при становлении самостоятельности, как одного из важных компонентов, старших подростков. <...> В статье рассматриваются вопросы о необходимости познания себя как личности, что является неотъемлемой частью индивидуальности Ключевые слова: самостоятельность; самопознание; личность; психологические знания; индивидуальность Подростковый возраст представляет собой переломный этап в онтогенетическом формировании личности ребенка и является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. <...> В этот период меняются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. <...> Ранее сложившиеся психологические структуры претерпевают значительные изменения и на их место приходят новые. <...> Большое значение в происходящих изменениях играют те внутренние запреты, которые накладывают подростки сами на себя (сложившиеся привычки, черты характера, склонности) и которые мешают в достижении желаемого. <...> В старшем подростковом возрасте те новообразования , которые происходят, интегрируются сознанием и начинают выступать в качестве «внутренних факторов развития»[2 стр. <...> 84], что в дальнейшем приводит к становлению внутренней позиции подростка его , поведения, формирование личности. <...> Исходя из исследований психологических особенностей подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин , И.В. Дубровина, Н.Г. Григорьева, К.Н. Поливанова, М.Р. Пономарева, Г.А. Цукерман), наиболее важной и характерной чертой в этот 217 период является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность , возникновение нового уровня самосознания. <...> Подросток в силу имеющихся у него знаний (литература, история, обществознание), личного <...>