В целом, изучение философско-психологического аспекта процесса изучения иностранного языка в вузе позволяет судить о том, что для современной философии и психологии данный вопрос является весьма актуальным. <...> Л.Г. Абрамова кандидат педагогических наук, профессор БГАРФ ipp_bga_rf@mail.ru Первые опыты С.И. Гессена в философии и педагогике В статье прослеживается осознание С.И. Гессеном в 1916-1921 годы педагогики как прикладной философии Ключевые слова: философия; педагогика; образование; деятельность; творчество 83 Немецкие университеты в начале ХХ века были местом паломничества для российской молодежи, хотевшей основательного и систематического образования. <...> Здесь слушали лекции, хотя и по-разному воспринимали и оценивали то, что предлагала немецкая академическая жизнь, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Ф.А. Степун, Б.В. Яковенко, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак и другие. <...> В 1905-1906 годах С.И. Гессен поступает в Гейдельбергский университет на философское отделение, где слушает лекции В. <...> Виндельбанда «Кант и его время», Г. Еллинека «Политика современного государства», Б. <...> Конта, разделяя его точку зрения на обладание личностью только относительными правами, даруемыми ей обществом, верховная власть в котором должна принадлежать корпорации ученых. <...> По признанию самого С.И. Гессена учеба в Гейдельберге имела для его жизни решающее значение, поскольку определилось направление и характер его развития как философа. <...> Началась его дружба с российским философом Ф.А. Степуном, считавшим критерием истинности философского учения лишь подлинность, напряженность внутреннего опыта его творца; с российским философом Б.В. Яковенко, полагавшим, что иррациональность жизни снимается культурой, находящей свое завершение в философии, которая есть самопознание Сущего; с украинско-российским философом-социологом Б.А. Кистяковским, последовательно проводившем в теории познания принципы антипсихологизма <...>