Т.И. Безуглая кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИСОТ БФУ им. <...> Развитие педагогической диагностики в конце XIX, XX веках Рассматриваются периоды и особенности становления и развития зарубежной и отечественной педагогической диагностики в конце XIX, XX веках Ключевые слова: психодиагностика; педология; тест; педагогическая диагностика; народное образование История развития педагогической диагностики насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. <...> Любой педагог, строящий свою профессиональную деятельность планомерно и целенаправленно, старается определить мотивацию своих усилий и их результаты. <...> Педагогическая диагностика, в сущности, является процессом и конечным итогом изучения результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности и образованности обучающихся, а также роста педагогического мастерства. <...> Она связана с испытаниями различных способностей, знаний и навыков обучающихся. <...> В конце XIX начале XX вв. практические потребности изучения преобладающих способностей были сформулированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий. <...> Гальтон, известный английский ученый, в течение 1884-1885 гг. провел серию испытаний, с целью проверки физиологических возможностей организма и психических свойств человека. <...> 32] Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанных на интуиции. <...> Кеттел в своей работе, опубликованной в 1890 г., предоставил список 50 лабораторных тестов, которые в настоящее время, считались бы не тестами, а контрольными заданиями. <...> Эти задания обладали только двумя из известных сейчас требований к тестам: имелась инструкция по их применению и подчеркивался лабораторный (научный) характер испытаний. <...> В то же время идея измерения человеческих свойств и качеств считалась весьма непривычной. <...> Проводилась аналогия с физическими измерениями <...>