1 УДК 371.398 ББК 74.202.9 + 74.202.20 Г68 Печатается по решению редакционно-издательского совета Межрегионального центра инновационных технологий в образовании Книга написана по заказу кафедры креативной педагогики Межрегионального центра доктор педагогических наук, профессор М. М. Зиновкина; доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов; доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Некрасова Золотой кафедры России Фонда отечественной науки Рецензенты: Горев П. М., Утёмов В. В. <...> Г68 Радуга творческих идей: Ситуации эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок» 2012–2015 годов и их возможные решения: Учебно-методическое пособие. <...> ISBN 978-5-906642-29-5 Учебно-методическое пособие обобщает и систематизирует опыт проведения авторами эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок» в 2012–2015 годах, основная часть заданий которой построена на теории открытых задач. <...> Книга является своеобразным продолжением изданного авторами в 2011 году пособия «Формула творчества: решаем открытые задачи». <...> Хочется уверить вас, что думать – это невероятно интересно, а думать, порождая радугу творческих идей, – неоценимо. <...> Видим без трубы Видим в трубу 8 Кубарик 2012 год, 1–2-е классы, первый тур, ситуация 3 Волшебник Объединялка из любого объекта может создать нового сказочного героя. <...> Объект Название героя Описание Место Кубик Кубарик Животное из кубиков обитания Питание Объект Детская комната Круглые шарики Придумай сюжет для следующего героя. <...> Карандаш Название героя Описание Место В комнате Вани поселился добрый Кубарик. <...> Но не тут-то было: Кубарик стал есть всё, что было круглым в доме: мячики, шарики, даже колёса от игрушек обитания Питание 9 Ребусы из слов 2012 год, 1–2-е классы, первый тур, ситуация 4 Перед тобой ребусы из слов с арифметическим действием вычитания. <...> Дома её ждал папа… «Поле соседей» Соседи по подъезду, брат девочки, собака Рекс Пушистая подушка, маленькая кровать «Наоборот» Большой холодильник, старая погремушка <...>
Радуга_творческих_идей_Ситуации_эвристической_олимпиады_младших_школьников_«Совёнок»_2012–2015_годов_и_их_возможные_решения_Учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
Г68
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Межрегионального центра
инновационных технологий в образовании
Книга написана по заказу кафедры креативной педагогики
Межрегионального центра
доктор педагогических наук, профессор М. М. Зиновкина;
доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов;
доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Некрасова
Золотой кафедры России Фонда отечественной науки
Рецензенты:
Горев П. М., Утёмов В. В.
Г68 Радуга творческих идей: Ситуации эвристической олимпиады
младших школьников «Совёнок» 2012–2015 годов
и их возможные решения: Учебно-методическое пособие.
– Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 240 с., ил.
ISBN 978-5-906642-29-5
Учебно-методическое пособие обобщает и систематизирует
опыт проведения авторами эвристической олимпиады младших
школьников «Совёнок» в 2012–2015 годах, основная часть заданий которой
построена на теории открытых задач. В пособии приводятся все
задания, предлагавшиеся на олимпиаде за эти четыре года, ответы и
комментарии к ним. Книга является своеобразным продолжением изданного
авторами в 2011 году пособия «Формула творчества: решаем
открытые задачи».
Учебно-методическое пособие может быть интересно учащимся
средней школы, их учителям, воспитателям и родителям, студентам, а
также всем тем, кто хочет развить творческую составляющую своего
мышления.
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
2
ISBN 978-5-906642-29-5 © АНО ДПО «Межрегиональный центр
инновационных технологий
в образовании», 2016
© Горев П. М., Утёмов В. В., 2016
инновационных технологий в образовании –
Стр.2
Предисловие
У вас в руках книга «Радуга творческих идей». Почему у неё
такое название? Разве может у творческой деятельности, создающей
новое и бесценное, быть целый спектр результатов?
Радуга – одно из красивейших явлений природы, наблюдаемое
в особых условиях. Такие условия появляются у каждого
участника эвристической олимпиады «Совёнок» уже более
8 лет. Это особые задачи – открытые ситуации, которые предусматривают
возможность применения стандартных знаний в
нестандартной ситуации; при выполнении таких заданий ученик
может проявить способность к логическому и абстрактному
мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и
проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию,
воображение и фантазию.
Приведём пример, понятный каждому педагогу. В 20-х годах
прошлого века в поисках учеников для туркменской школы
В. Я. Ерошенко наткнулся на слепого сироту по имени Дурды.
Удивительно, как вообще выжил этот малыш. Всё, что он знал
в свои шесть лет, – это голод и непрерывные избиения за попрошайничество.
Он был свято убеждён, что все люди – звери и
что сам он в этом мире никому не нужен. Ерошенко привёз его
в школу, накормил, напоил. Педагогические приёмы советуют в
таких случаях несколько лет постепенно завоёвывать доверие.
Но Ерошенко не мог ждать и дня. Что он сделал? Он повёл Дурды
в горы. Вдвоём они взошли на одну из вершин, и Ерошенко
попросил малыша крикнуть своё имя. «Я – Дурды!» – крикнул
тот. И эхо несколько раз повторило его имя. «Видишь, – сказал
Василий Яковлевич, – даже здесь, в горах, тебя все знают и любят...»
Дурды Питкулаев много лет после смерти Ерошенко был
директором той самой школы в Туркмении.
Периодическое решение открытых ситуаций даёт интеллектуальное
развитие личности, способной создавать целый
спектр новых идей – разноцветную радугу. Так же как Ерошенко
доказал Дурды его ценность, ситуации показывают мыслительные
возможности ребёнка.
В этой книге вы найдёте ситуации эвристической олимпиады
«Совёнок» 2012–2015 годов и их возможные решения. Отметим,
что предложенные решения не являются окончательными,
они могут быть оценены только как контрольные, которые
могут позволить понять возможные пути решений. Поэтому,
просматривая ситуацию, вы сами можете предложить новую,
может быть, лучшую идею решения, тем самым пополнив творческую
радугу новой цветной полосой.
Наверно, на этом наше предисловие должно быть завершено,
ведь всегда лучше один раз увидеть открытые ситуации,
чем долго описывать их особенность. Хочется уверить вас, что
думать – это невероятно интересно, а думать, порождая радугу
творческих идей, – неоценимо.
Ваши авторы
3
Стр.3
Оглавление
Предисловие ............................................................................3
Ситуации, предлагавшиеся в эвристической
олимпиаде младших школьников «Совёнок»
в 2012–2015 годах (рабочая тетрадь) ..........................5
234
Некоторые комментарии к рабочей тетради .............6
Числа без цифр .............................................................................7
Искажения без разрыва ..........................................................8
Кубарик ............................................................................................9
Ребусы из слов ...........................................................................10
Связанные объекты ...............................................................11
Теплее, ещё теплее ..................................................................12
Скорость роста баобаба .......................................................13
Не расцепляя рук .....................................................................14
Сказкогрыз ..................................................................................15
Логогрифы...................................................................................17
Скользкий лёд ...........................................................................18
Безразмерный круг ................................................................19
Объём неправильного тела ...............................................20
Считаем ворон ...........................................................................21
Сказочная таблица ..................................................................22
Центон ...........................................................................................23
Живое или мёртвое? ..............................................................24
Невидимка ...................................................................................25
Волшебник Пряталка ............................................................26
Нулевой посёлок ......................................................................28
Каков заяц! ..................................................................................29
Тавтограмма ...............................................................................30
Нападение хищников ............................................................31
Полёт мухи ..................................................................................32
Множества ...................................................................................33
Ручеёк из светлячков.............................................................35
Дождик из глаз ..........................................................................36
Звуковые ассоциации ............................................................37
Бедный птенчик .......................................................................38
Рисуем эмоции ..........................................................................39
Древние цифры .........................................................................40
Почти пи .......................................................................................41
Волшебник Перевёртыш .....................................................42
Ящик загадок .............................................................................43
Необычное молоко..................................................................44
Видимый звук ............................................................................45
Протаптываем буквы ............................................................46
Скорость роста комнатного цветка ..............................47
Стр.234
Автомат загадок .......................................................................48
«Двойное» слово ......................................................................49
Съесть невидимое ...................................................................50
Твёрдый как камень...............................................................51
Вращающийся круг ................................................................52
Площадь страны.......................................................................53
Красочная метафора ..............................................................54
Цепочка для рассказа ............................................................55
Недосягаемое лакомство .....................................................56
Невозможное возможно! .....................................................57
Складные символы .................................................................58
Плавкие колёса .........................................................................59
Небесное полотно ....................................................................60
Случайные слова ......................................................................61
Научный спор .............................................................................62
Лакомство для змеи ...............................................................63
Операции с конфетами .........................................................64
Давненько не было дождя! ................................................65
Муравей и гололедица ..........................................................66
Ненужная буква? ......................................................................67
Музей дружбы ...........................................................................68
Настроение без эмоций ........................................................69
Подводная лодка ......................................................................70
Солнечная проекция ..............................................................71
Червячок и дождик .................................................................72
Сказка наоборот .......................................................................73
Сладкий песок ...........................................................................74
Рисованные звуки ...................................................................75
Измерим информацию .........................................................76
Хватаем точки ...........................................................................77
Кому что слышится? ..............................................................78
Фантастическое животное .................................................79
В одну воронку ..........................................................................80
Комнатной температуры ....................................................81
Сложное сложение ..................................................................82
Бумажная трубочка ................................................................83
Загадочное сравнение ..........................................................84
Интересные слова ...................................................................85
Лишнего не бывает ................................................................86
Идеальный кабинет ...............................................................87
Грибные весы.............................................................................88
Весенняя пробка ......................................................................89
Необычное название .............................................................90
Удивительная цепочка слов ..............................................91
Обобщая различное ................................................................92
235
Стр.235
236
Сухая жидкость .........................................................................93
Число волос .................................................................................94
Цифровая последовательность .......................................95
Апельсиновое небо .................................................................96
Дом Джека ....................................................................................98
Различая общее .........................................................................99
Несуществующий размер..................................................100
Точки и отрезки ......................................................................101
Расстановка книг ...................................................................102
Что такое школа? ...................................................................103
Старинная частица ...............................................................104
Родословная ..............................................................................105
Сверхпрочный бумажный лист .....................................107
Считаем облака .......................................................................108
Пыльная граница ...................................................................109
Символические слова ..........................................................110
Частица «не» .............................................................................111
Солнце и не только ...............................................................112
Необычное зеркало ..............................................................114
Большие числа ........................................................................115
Озеро на дне .............................................................................116
Слогодромы ..............................................................................117
Азбука и алфавит ...................................................................118
Сахар без песка ........................................................................119
Двумерный мир ......................................................................120
Это логично ...............................................................................121
Сложное задание ....................................................................122
Апельсиновое солнышко ..................................................123
Плохие друзья ..........................................................................124
Страусиный обед....................................................................125
Источник жизни .....................................................................126
Слова вместо цифр ................................................................127
Зимние катания ......................................................................128
Близкие слова ..........................................................................129
Новые сказочные герои .....................................................130
Порядочные действия ........................................................131
Невидимые телефонные линии ....................................132
Простое умножение ..............................................................133
Не меняющие вес ...................................................................134
Китайская письменность ..................................................135
Сказка на новый лад ............................................................137
Вместе удобнее .......................................................................138
Неблизкое расстояние ........................................................139
Один в один ...............................................................................140
Интересные математические символы ....................141
Стр.236
Новый герой .............................................................................142
Стиралка да Рисовалка .......................................................143
Говорящие имена ...................................................................144
Друзья-червячки ....................................................................145
Заворачиваем подарок .......................................................146
На первый-второй рассчитайсь! ...................................147
Многословье .............................................................................148
Цветные слова .........................................................................149
Удачные комбинации ..........................................................150
Заколдованная опушка ......................................................151
Быстрый счёт ...........................................................................152
Памятные устройства .........................................................153
Разнобуквица ...........................................................................155
Отзывчивые посетители ...................................................156
Изобретаем велосипед .......................................................157
Нерисуемые буквы ...............................................................158
Ответы, комментарии, возможные решения
ситуаций ...............................................................................159
Библиографический список ........................................223
Из отзывов о «Совёнке» .................................................227
Благодарности ...................................................................233
237
Стр.237