Дмитриева Психология профессионального общения в следственной деятельности Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юридическая психология» Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юридическая психология» Москва 2015 УДК 316.6:[342.131+347.934](075.8) ББК 88.573я73-1+67.410.21я73-1 Д53 Рецензенты: доктор психологических наук профессор М.И. Марьин (профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России); доктор психологических наук доцент А.А. Котенева (профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета); кандидат юридических наук доцент Ю.П. Боруленков (проректор Академии Следственного комитета Российской Федерации) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Дмитриева, Лилия Алексеевна. <...> Д53 Психология профессионального общения в следственной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юридическая психология» / Л.А. Дмитриева. <...> По мнению слушателей Академии Следственного комитета Российской Федерации, обучающихся по дополнительным образовательным программам повышения квалификации, профессиональное общение — наиболее сложный компонент следственной деятельности, во многом определяющий результативность расследования. <...> Как показали научные исследования, речь и невербальное поведение — это признаки определенных психологических свойств и психического состояния человека. <...> Раздел I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С ПОДОЗРЕВАЕМЫМ (ОБВИНЯЕМЫМ <...>
Психология_профессионального_общения_в_следственной_деятельности._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 316.6:[342.131+347.934](075.8)
ББК 88.573ÿ73-1+67.410.21ÿ73-1
Ä53
Рецензенты:
доктор психологических наук профессор М.И. Марьин
(профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
Академии управления МВД России);
доктор психологических наук доцент А.А. Котенева
(профессор кафедры научных основ экстремальной психологии
факультета экстремальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета);
кандидат юридических наук доцент Ю.П. Боруленков
(проректор Академии Следственного комитета Российской Федерации)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Дмитриева, Лилия Алексеевна.
Д53 Психология профессионального общения в следственной
деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Юридическая психология» /
Ë.À. Дмитриева. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015. — 191 ñ.
ISBN 978-5-238-02740-1
Агентство CIP РГБ
Пособие предназначено для углубленного изучения дисциплины
«Юридическая психология» студентами высших учебных заведений, обучающихся
по уголовно-правовой специализации.
Предложенные рекомендации имеют прикладную направленность и
ценность для всех субъектов правоохранительной деятельности.
Материал может представлять научный и профессиональный интерес
для специалистов смежных специальностей.
ББК 88.573ÿ73-1+67.410.21ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02740-1
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(Федеральный закон от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
Стр.3
Оглавление
Введение 3
Раздел I. Профессиональное общение с подозреваемым
(обвиняемым)
Глава 1. Правомерное психологическое воздействие
1.1. Психологическое воздействие: понятийный аппарат
1.2. Правомерность психологического воздействия:
критерии и методы
Трехэтапный опрос по методике СКП
Установление психологического контакта
Психолингвистические приемы убеждения
Активизация пространственно-образного мышления
5
6
6
12
1.3. Получение признания виновного в отсутствие
доказательств 14
17
1.4. Интерактивные психотехнологии в психологическом
воздействии 45
46
48
51
Якорение 55
Разрыв шаблона поведения
56
Глава 2. Специфика социального восприятия
2.1. Основы психологического портретирования
по внешним признакам
2.2. Показатели психического состояния допрашиваемого:
проявления и интерпретация
2.3. Значимые характеристики речи
2.4. Речевые характеристики, свидетельствующие
о стрессовом состоянии допрашиваемого
2.5. Значимые лингвистические маркеры
2.6. Признаки защитной позиции
2.7. Психодиагностика лжи, или верификация:
формы лжи
57
57
60
61
63
68
73
74
Стр.190
190
2.8. Вербальные признаки лжи (неискренности)
2.9. Невербальные признаки лжи (неискренности)
2.10. Ошибки и правила восприятия признаков обмана
2.11. Правила истолкования поведенческих признаков
обмана
Глава 3. Психология общения с жертвами сексуального
и семейного насилия
3.1. Психологическое общение с женщинами — жертвами
сексуального и семейного насилия
Психологические последствия насилия над детьми
Мотивация лжи несовершеннолетних потерпевших
по уголовным делам о преступлениях против половой
неприкосновенности личности
3.3. Особенности общения с переживающими утрату
3.4. Рекомендации по общению с пережившими
экстремальный опыт
Травматические ситуации и посттравматические
стрессовые расстройства
Психопатологические изменения после травм
Рекомендации по взаимодействию с пережившими
экстремальный опыт
3.5. Особенности общения с суицидентами
Факторы суицидального риска
Индикаторы суицидального риска
Особенности профессионального общения
с суицидентом
Суицидальное поведение у детей и подростков
Суицидальное поведение у пожилых
Рекомендации по общению с уцелевшими
77
80
95
99
Раздел II. Профессиональное общение с потерпевшими 101
102
102
3.2. Психология общения с детьми, подвергшимися
насилию 107
108
Особенности общения с несовершеннолетними
потерпевшими 113
122
125
128
128
Особенности психического состояния и поведения
заложников 130
132
133
137
139
143
146
147
149
суицидентами 151
Стр.191
Оглавление
Раздел III. Антиманипулятивная защита
в профессиональном общении
Глава 4. Виды манипуляции в следственной
деятельности
4.1. Манипуляции и причины манипулятивной уязвимости
4.2. Торг и его особенности
Глава 5. Модели антиманипулятивного поведения
5.1. Типы манипуляций и методы противодействия
5.2. Понятие антиманипулятивного поведения
5.3. Антиманипулятивная защита
Памятка антиманипулятивного поведения
Библиографический список
Приложение 1. Основные международные документы
по защите прав ребенка
Приложение 2. Психотехнические приемы
в профессиональном общении с детьми
Приложение 3. Пример развития диалога в ходе допроса
несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте
пяти с половиной лет
191
153
154
155
156
163
163
168
169
172
173
Приложения 176
176
182
185
Стр.192