Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляренко А. М.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц320
ID359066
АннотацияРассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем. В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы. В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник»; Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.
ISBN978-5-238-02632-9
УДК37.012(075.8)(072)
ББК74.0я73
Столяренко, А.М. Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика : учеб.-метод. пособие / А.М. Столяренко .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 320 с. — ISBN 978-5-238-02632-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/359066 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.М. Столяренко Педагогическая системология Теория, методика, исследования, практика Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений Москва  2015 УДК 37.012(075.8)(072) ББК 74.0я73 С81 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Столяренко, Алексей Михайлович. <...> Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы. <...> Жолио-Кюри Часть I Системность педагогической действительности, основания и методика ее познания Глава 1 Общая теория систем — общенаучная методология Глава 2 Системные исследования в педагогической науке Глава 3 Развитие организации и методики системных исследований в педагогике Глава 4 Теория и методология педагогической системологии Глава 1 Общая теория систем — общенаучная методология 1.1. <...> Общая теория систем — общенаучная методология 5 Одним из важнейших положений познавательных теорий выступает требование согласованности гносеологического знания человека с онтологическим — реально существующими явлениями. <...> Первое должно быть максимально адекватным второму, модели в уме — специфике реальностей. <...> Надо глубоко разбираться в предмете исследования и его внешних связях и зависимостях, понимать его место в сложной многогранной телесной, поведенческой и окружающей природной, материальной и социальной среде, каждая из которых имеет и свои зависимости, испытывает влияния других и на исследуемое нами педагогическое явление <...>
Педагогическая_системология._Теория,_методика,_исследования,_практика._Учеб.-метод._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки.pdf
УДК 37.012(075.8)(072) ББК 74.0ÿ73 Ñ81 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Столяренко, Алексей Михайлович. Ñ81 Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / À.Ì. Столяренко. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015. — 319 ñ. ISBN 978-5-238-02632-9 Агентство CIP РГБ Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем. В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы. В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике. Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков. ББК 74.0ÿ73 ISBN 978-5-238-02632-9 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
Оглавление Часть I. Системность педагогической действительности, основания и методика ее познания Глава 1. Общая теория систем — общенаучная методология 1.1. Предыстория системного познания мира 1.2. Системность в современной методологии науки 1.3. Основные педагогически значимые положения общей теории систем История создания общей теории системы Основы положения общей теории систем Глава 2. Системные исследования в педагогической науке 2.1. Зарождение системных идей в педагогике Идеи системности в мировой педагогике Идеи системности в отечественной педагогике 2.2. Системный подход в современных педагогических исследованиях Глава 3. Развитие организации и методики системных исследований в педагогике 3.1. Начальный этап развития 3.2. Позитивный опыт современных системных педагогических исследований Глава 4. Теория и методология педагогической системологии Основания педагогической системологии Педагогическая системность и педагогическая системология 3 4 4 8 11 11 13 20 20 20 22 27 31 31 34 39 4.1. Системный подход и педагогическая системология 39 39 41
Стр.315
Оглавление 315 4.2. Специальные принципы педагогической системологии 43 4.3. Организация системного педагогического исследования Программа системного педагогического исследования Методы системного педагогического исследования Часть II. Опыт системных исследований педагогической теории практики Глава 5. Системность в общей педагогике 5.1. Педагогика в системе жизни людей и государства Педагогика и современность О системном развития педагогики Нового времени 5.2. Система научных основ педагогики Науковедческие основы педагогики Методология, принципы и методы педагогического исследования 5.3. Проблемы сравнительной педагогики (компаративистики) Сравнительная педагогика и ее принципы Основные мировые педагогические системы Сравнительно-педагогическая оценка опыта мировых школ Глава 6. Системность социальной педагогики 6.1.Системность социально-педагогической действительности в государстве и обществе Государство, общество и человек Педагогические явления в государстве и обществе 6.2. Проблемы современного общества и педагогика Демократия и педагогика Права, свобода поведения, совести, слова и педагогика Возможности активизации участия педагогики в развитии государства и общества 6.3. Социальна педагогика общностей Народная педагогика Социальная педагогика групп и коллектива 48 48 49 53 54 54 54 56 58 58 61 65 65 69 76 78 78 78 79 85 85 89 92 95 95 98
Стр.316
316 Глава 7. Педагогическая системность личности 7.1. Проблема личности и ее системности в педагогике Личность и ее педагогическое становление Проблема системности личности в педагогике 7.2. Личность в системологическом измерении Педагогическая система личности Системные педагогические свойства личности Характеристики педагогических свойств личности 7.3. Общие принципы педагогически-системного становления личности Глава 8. Педагогические системности современного высшего образования 8.1. Социальная миссия высшего образования Зарождение и развитие социальных ориентаций образования в истории человечества Научно-педагогические основания личностноориентированного высшего образования Современная актуальность социальной миссии высшего образования 8.2. Организация профессионально-личностно ориентированной деятельности процесса вуза Подготовка профессионалов-личностей как цель вуза Целевое управление вузом 8.3. Профессионально-личностно формирующий потенциал вуза и его использование Профессионально-личностно формирующий потенциал учебно-образовательного процесса Профессионально-личностный потенциал среды вуза и его использование Глава 9. Педагогика управления 9.1. Педагогическая функция управления Управление в социальных системах Педагогические идеи в теории и практике управления Педагогический анализ законов о труде 101 101 101 106 107 107 108 110 118 129 129 129 131 133 138 138 142 148 148 151 157 157 157 161 165
Стр.317
Оглавление 9.2. Педагогические принципы демократического управления Два основных вида управления Педагогически значимые факторы в организации управления Педагогические технологии в текущем (повседневном) управлении 9.4. Педагогический потенциал стиля и методов управления Демократический стиль управления Педагогика требовательности руководителя Педагогика контроля действий сотрудников Педагогика оценивания действий сотрудников 9.5. Педагогика примера руководителя Педагогика взаимосвязи руководителя и сотрудников Педагогика позитивного влияния руководителя на сотрудников Глава 10. Юридическая педагогика 10.1. Правовое государство, законность, правопорядок и педагогика Построение правового государства в России и наука Правовая и педагогическая системы в обществе 10.2. Юридическая педагогика как отрасль педагогической науки К предыстории юридической педагогики Науковедческая характеристика юридической педагогики Принципы юридической педагогики Категориально-понятиый аппарат юридической педагогики 10.3. Основные компоненты правовой действительности и педагогика Педагогика права Педагогика правовой социализации и культуры личности 317 169 9.3. Педагогика в организации и процессах управления 176 176 177 178 183 183 185 187 188 190 190 191 194 194 194 195 197 197 204 208 211 212 212 220
Стр.318
318 Правосознание и педагогика Правовая воспитанность и правовоспитание 10.4. Педагогика в правоохранительной деятельности Связи правоохранительной деятельности с педагогикой Педагогическая работа с персоналом правоохранительного органа Глава 11. Экстремальная психопедагогика 11.1. Экстремальность в жизни человека Экстремальные ситуации Воздействие экстремальных факторов на человека 11.2. Стратегия безопасной жизни и экстремальная подготовленность Самообеспечение безопасной жизни Экстремальная подготовленность человека Специальные принципы экстремальной подготовки Учебная база экстремальной подготовки Организация занятий Методика экстремальной подготовки Экстремальная подготовка руководителей 11.3. Педагогика в постэкстремальной работе с участниками экстремальных событий Глава 12. Начала физиологической педагогики 12.1. Физиология высшей нервной деятельности и педагогика Педагогическая физиология и физиологическая педагогика Высшая нервная деятельность и педагогика 12.2. Условно-рефлекторные явления в высшей нервной деятельности Условные рефлексы и механизмы их образования Уловные рефлексы высшего порядка 224 225 228 228 230 232 232 232 234 242 242 244 246 249 252 254 259 260 266 266 266 268 272 272 274
Стр.319
Оглавление 12.3. Вторая сигнальная система в высшей нервной деятельности современного человека (Homo sapiens и Homo moralis) Физиология в формировании материальных и духовных потребностей человека Физиология в формировании убеждений 12.5. Физиология в обучении и развитии личности Физиология в обучении Физиология в развития качеств 12.6. Физиология педагогического и учебного труда Физиология педагогического труда Физиология учебного труда 12.7. Принципы физиологической педагогики Письмо И.П. Павлова к молодежи 319 275 12.4. Физиологические аспекты педагогики воспитания 282 282 286 289 289 297 300 300 306 309 313
Стр.320

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ